Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Бородай подтвердил свой голос на записи о «добровольцах за деньги», которых «покупают как мясо»

The Insider

Один из первых лидеров кремлевского сепаратизма на Донбассе, депутат Госдумы Александр Бородай подтвердил в разговоре с RTVI, что голос на аудиозаписи разговора о том, что российские добровольцы — «просто живая сила, которая идет в расход» и которую «покупают как мясо», принадлежит ему.

«Всё правда. Довольно жесткая, но правда. Между своими не было принято скрывать, что на самом деле реально происходит. Что касается контекста ”лишних людей”, то, как вы понимаете, я себя из этого круга совершенно не вычеркиваю, поскольку являюсь командиром добровольческой бригады уже более полутора лет. Действительно, мы — в некотором роде второсортная пехота. С точки зрения любого серьезного военного начальника», — пояснил Бородай.

По его словам, это было сказано в частной беседе с тремя военнослужащими, которая состоялась в 2023 году — в период, когда «речь шла о контрнаступлении» ВСУ. Публикацию аудиозаписи депутат назвал «подловатым поступком» и попыткой его дискредитировать. «Этот разговор не был рассчитан на то, чтобы пугать бедного российского обывателя», — заявил он.

«Их задача, на самом деле, пока где-то в тылу готовятся к направлению главному, максимально оттягивать на себя внимание и максимально изматывать живую силу противника. <…> Это просто живая сила, которая идет в расход. <…> Более того, как ты понимаешь, над этим думают не только генералы, но и те люди, которые сидят в других кабинетах, где гражданские пиджаки. И они смотрят просто на социальный состав. А это кто? Кто эти люди, которые идут сейчас в добровольцы? Ну, по сути дела, ландскнехты, да. Уже добровольцы за деньги», — говорит Бородай о добровольцах на записи.

Он добавляет также, что «на гражданке они денег вообще не имеют», тогда как на военной службе могут получать в несколько раз больше:

«Они <…> могут получать ну 20, ну 30, ну 40 там тысяч [рублей], максимум, понимаешь? А здесь они имеют 220, 250, 260 [тысяч рублей] и так далее. То есть деньги, которые никогда в жизни… <…> За это их покупают как мясо».

Депутат утверждает, что в ряды добровольцев вступают те, кто представляют «непродуктивную часть населения», возрастной ценз которой «достаточно высокий».

«И при этом социальный уровень у них не предусматривает, что кто-то из них станет академиком. <…> Раз лишние люди, значит, этими людьми можно рассчитаться в войне за то, чтобы просто вымотать противника максимальным образом. Собственно, даже тут нет ничего нечестного или подлого — с этими людьми расплачиваются. С этими людьми расплачиваются более или менее щедро деньгами, да? С ними рассчитываются орденами и медалями. Может быть, не так густо, как в армии, но рассчитываются. <…> Это не обман, в принципе, да?» — говорит он.

В аудиозаписи Бородай отмечает, что задача добровольцев — «максимально вымотать противника».

«Пока мы тут разбираемся с военной промышленностью, с войсками, с нормальным рекрутингом, пока мы выстраиваем систему, <…> мы им, этим лишним, даем даже старое вооружение, старые пушки, при недостаточном количестве, в хоть каком-то приемлемом количестве снаряды — короче, мы даем им возможность проявить себя, повоевать. И мы им отсыпаем…» — говорит депутат.

Также он говорит, что среди добровольцев встречается «куча советских людей, со старосоветским мышлением» и с «высоким уровнем пассионарности»:

«[Они] как упрутся, несмотря на то, что им 50, 60, а то иногда и больше, понимаешь? И могут задать жару молодежи. <…> И иногда способны этих людей толкнуть на совершение каких-то действительно неординарных, скажем так, действий на линии боевого соприкосновения, и могут действительно показать, как надо воевать».