Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Запрет Японии на импорт алмазов из России бесполезен в отношении алмазного сырья, появится параллельный экспорт» — эксперты

The Insider

Япония в новом пакете санкций запретила импорт российских непромышленных алмазов с 1 января 2024 года. Ранее запретить импорт российских алмазов, обработанных в третьих странах, договорились государства G7.

Эксперты алмазно-бриллиантовой отрасли заявили в беседе c The Insider, что фактически в сообщении японского Минфина речь идет только о запрете на непромышленные алмазы. Поставки алмазного сырья могут всё равно продолжиться, появится «параллельный экспорт», а доказать происхождение обработанных в других странах алмазов будет практически невозможно. К тому же решение Японии уменьшит число камней на рынке и, как следствие, повысит стоимость алмазов и бриллиантов.

Эксперт-геммолог Юрий Шелементьев считает, что санкции Японии — политические и бесполезны при импорте сырья.

«Когда дело доходит до реальности, они не работают. Введенные ранее санкции ограничили международный оборот бриллиантов, ограненных в России, но оказались бесполезны в отношении алмазного сырья.
В санкциях Японии речь идет об алмазах ювелирного качества. Япония никогда не ввозила такие алмазы из России, не ввозит и не планирует. То есть это решение чисто декларативное».

Управляющий директор Viree Diamond Club Dubai Ксения Костина заявила, что решение Японии поднимет цены на алмазы:

«Только за 2020 год (на сайте процесса Кимберли, к сожалению, есть только данные за 2020 год) Япония импортировала алмазов в объеме на $18 млн. Россия же в 2020 году экспортировала алмазов на $3 млрд, и доля Японии там — меньше 1%. Но запрет на импорт российских алмазов в любом случае скажется на маленьком японском рынке в плане подорожания камней».

Российские алмазы обрабатываются в основном в других странах, после чего они могут продаваться как продукция страны, которая провела обработку. Около 90% алмазов подвергаются обработке в Индии, сообщал Reuters. Теперь страны «Большой семерки» (G7) хотят потребовать от индийских производителей, чтобы они отделяли российские алмазы от остальных. Костина рассказала, что доказать происхождение бриллиантов будет сложно:

«Импорт в Японию неограненных алмазов в принципе очень маленький. Россия сама практически не обрабатывает алмазы, это делают в третьих странах, в основном в Индии. То, о чём говорят последние полгода, — что запрет импорта скажется на всей алмазообрабатывающей промышленности Индии. Именно им придется доказывать, что те бриллианты, которые они огранили, — не российского происхождения».

Инициатором предстоящего запрета G7 выступила Бельгия — в портовом бельгийском городе Антверпен находится крупнейшая площадка для торговли алмазами. Костина считает, что бельгийцы продвигают свои интересы:

«Пока нет единого понимания того, как будут доказывать происхождение. Страны G7 пообещали, что запретят, но механизм хотят запустить только к сентябрю следующего года. Тут Бельгия, естественно, лоббирует свои интересы, так как предлагается проводить биохимический анализ каждого камня и доказывать, что он добыт не в России, будут определенные лаборатории в Антверпене. Крупнейший добытчик алмазов De Beers считает, что проще это можно было бы сделать с помощью технологии блокчейн — чтобы отследить весь путь, наример, от места добычи в Африке.
Почти 90% всех алмазов гранятся в Индии, а экспортируется больше всего — из России. Как маленькие мастерские будут доказывать, откуда их камни? Пока что эксперты сходятся во мнении, что это невозможно. Есть индийская торговая организация, которая объединяет малые и средние предприятия в этой сфере, они очень активно привлекают внимание к этой проблеме из-за того, что она коснется Индии.
Если российские алмазы покинут европейский рынок, в первое время цены могут сильно вырасти. Параллельный экспорт из России, особенно маленьких камней, в любом случае будет налажен, просто пока непонятно, как. Будет невозможно подтверждать происхождение маленьких камней.
Все дополнительные административные издержки так или иначе повысят стоимость алмазов и бриллиантов в силу того, что их станет меньше на рынке. Издержки на их обработку и продажу существенно вырастут. Скорее всего, это всё потом выровняется и основными победителями выйдут те же De Beers. Добыча алмазов — это история, которую можно регулировать в зависимости от ситуации на рынке, чтобы держать цены стабильными».

Алмазная отрасль приносит экономике России около 4 млрд евро в год, алмазы входят в десятку самых прибыльных не нефтегазовых товаров России. Однако Костина подчеркивает, что это меньше одного процента всего экспорта товаров:

«В прошлом году российский товарный экспорт составлял 592 млрд, а алмазы — 4 млрд. Это меньше одного процента. От решения Японии выиграют корпорации De Beers и Signet, потому что они смогут поставлять больше и увеличить свою долю. Сами они являются добытчиками, им будет проще организовать этот процесс подтверждения происхождения, чем всем остальным, кто покупает неограненные алмазы, гранит и потом перепродает. Для этих компаний издержки будут небольшие, об этом уже говорили не только индусы, но и тот же Мартин Раппопорт, который еженедельно публикует цены на бриллианты. Они были категорически против этих санкций, потому что это увеличивает издержки для некрупных игроков. Это лобби крупных добытчиков алмазов».