Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Американские прокуроры подали иски против владельца Facebook и Instagram с требованием сделать соцсети безопасными для подростков

The Insider

Прокуроры 41 штата США сравнили Facebook и Instagram с алкоголем и табаком и подали коллективный иск в суд на корпорацию Meta Марка Цукерберга, владеющую этими соцсетями, пишет Wall Street Journal. В иске утверждается, что зависимость от соцсетей может наносить вред здоровью детей и подростков, а также что компания продолжает рекламировать их для тех, кому еще не исполнилось 13 лет, что запрещено, согласно федеральному законодательству. Истцы требуют от корпорации изменения принципа работы соцсетей.

Помимо основного иска, поданного прокурорами от 33 штатов в окружной суд США по Северному округу Калифорнии, существуют еще и отдельные — такого же характера. Они были поданы властями округа Колумбия и еще восьми штатов.

Расследование о деятельность Meta в связи с влиянием ее продуктов на подростковую психику с 2021 года ведут генпрокуроры штатов Теннеси и Колорадо. Оно было начато после слива внутренних документов корпорации, в числе которых было и закрытое исследование о том, как Instagram и Facebook влияют на подростков. Согласно ему, эти соцсети действительно оказывают негативное воздействие на молодых людей, причем Instagram, как оказалось, влияет на сильный рост уровня тревожности и развития у них депрессий.

Детский психолог Диляра Белова в беседе с The Insider согласилась с этими выводами, отметив однако, что это не касается каждого ребека, использующего соцсети:

«Дело даже не в конкретном Instagram или Facebook, а во всех соцсетях. У многих детей критическое мышление не сформировано, оно только начинает формироваться в подростковом периоде. Соцсети построены таким образом, что они затягивают. Любому человеку в них трудно остановиться, хочется потреблять контент всё больше и больше.
Это частая история, когда заходишь на десять минут, а проходит час. Лента бесконечная, и в рекомендованное попадает всё подряд: грязь, пошлость, «успешный успех» — всё это может влиять на неокрепшие умы детей и подростков. Поскольку критическое мышление у них не до конца сформировано, они не могут полностью оценить то, что с ними происходит, и это может иметь негативные последствия.
Самое страшное, что может случиться в соцсетях с ребенком, — это травля, непристойные предложения или склонение к вступлению в опасные компании. В этом смысле девочки более уязвимы, поскольку они чаще становятся жертвами таких преступников. Это не значит, что мальчики защищены. Вопросы безопасности и кибербуллинга могут распространяться и на них».

При этом Белова признает, что полная изоляция детей от соцсетей — это утопия:

«Мы все сидим соцсетях и гаджетах, и ребенка нельзя полностью отделить от этого. Если мы запретим ребенку соцсети, то он станет в своем социуме белой вороной и не сможет влиться в него полноценно, после чего будет испытывать буллинг извне. Либо он просто будет скрывать это от родителей, что еще хуже.
Здесь стоит вопрос доверительных отношений с ребенком, вопрос правил и границ. Соцсетями дети начинают интересоваться примерно в 7 лет, они между собой это обсуждают, и им становится интересно. Лучше с самого начала обозначить правила и границы.
Здорово, когда родитель вместе с ребенком заводит первую соцсеть. И у родителей обязательно должны быть логин и пароль от соцсети ребенка. Однако это нужно не для того, чтобы проверять его аккаунт каждый день, а на случай критической ситуации. Важно сразу же обговорить правила, например, о лимите по времени, о безопасности. Надо не бояться поднимать эти темы с ребенком и говорить, что в сети могут быть разные люди, которые могут скрываться под разными масками, что в соцсетях не нужно выставлять свои личные данные, чтобы ребенок мог рассказать о чем-то родителям.
Вместе с детьми надо учиться извлекать пользу и выгоду от использования соцсетей. Можно, например, подписаться на полезных блогеров, которые дают какую-то важную информацию по учебе или рассказывают об интересных хобби, вместе смотреть какие-то соответствующие возрасту шоу и обсуждать их. И когда ребенок увидит, что из гаджетов и соцсетей можно извлекать пользу и обсуждать это с родителем, то его взаимодействие с соцсетями будет происходить гораздо легче».

Белова считает, что Meta должна нести ответственность за то, как подростки пользуются ее продуктами:

«Мы всегда стремимся к тому, чтобы всё было системно как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Ограничения по возрасту правильны, но их легко обойти. Хорошо бы, например, чтобы после каждого пятого ролика выскакивало предупреждение о том, что уже просмотрено пять роликов с предложением остановиться. Можно привести в пример YouTube, где детский контент расположен отдельно от взрослого, и детям нельзя оставлять комментарии. Здорово, когда корпорации заботятся о безопасности своих пользователей.
Дело тут не только в безопасности. Это, конечно, самый острый и важный вопрос, который волнует всех родителей и специалистов, но есть и другие негативные влияния соцсетей на детей и подростков. В их число входит снижение мотивации к учебе, к интересам и хобби в реальной жизни. Соцсети — это легкий дофамин, человек получает легкодоступную стимуляцию, и ему становится хорошо. Хочется просто дальше тыкать на эту кнопочку и больше ничего не делать.
В реальной же жизни, чтобы получить удовольствие, нужно что-то делать и напрягаться. Чтобы научиться чему-то, нужно стараться, и в этом смысле соцсети негативно влияют и на взрослых. Когда мы проводим много времени в соцсетях, у нас теряется мотивация к интересам и занятиям в реальной жизни. Мы видим вот этот «успешный успех», транслируемый блогерами, и нереалистичную картинку, а детям и подросткам кажется, что это легко повторить. Им кажется: ”Зачем мне учиться, если я буду просто вести блог?” Это может вызывать и депрессию, когда в сети всё красиво и с фильтрами, а ребенок не соответствует нормам, передаваемым такой картинкой».