Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Попытки обвинить „Голос“ в связях с нежелательной организацией начались в 2021 году, когда наблюдатели ездили на выборы в Грузию» — Удот

The Insider

17 августа силовики пришли с обысками сразу к 15 людям, так или иначе связанным с движением наблюдателей за выборами «Голос». В тот же день стало известно как минимум о трех уголовных делах, в рамках которых проходили эти обыски. Первое дело возбуждено в отношении сопредседателя «Голоса» Григория Мельконьянца по статье о работе «нежелательной» организации (ст. 284.1 УК РФ). По данным ТАСС, Мельконьянца после обыска задержали и допрашивают в СК в статусе подозреваемого.

Второе дело завели на председательницу челябинского отделения Наталью Гусеву, ее подозревают в распространении «фейков» о российской армии из-за постов в «Одноклассниках» (ст. 207.3 УК РФ). О третьем сообщили «Известия» со ссылкой на собственный источник: газета утверждает, что московский координатор «Голоса» и главред информагентства «Время» Владимир Егоров обвиняется в осуществлении деятельности «нежелательной» организации.

Как рассказал The Insider бывший член Совета движения «Голос» Роман Удот, попытки обвинить представителей движения в сотрудничестве с «нежелательной» организацией продолжаются с сентября 2021 года, когда Генпрокуратура признала «нежелательной» в России деятельность НПО «Европейская сеть по наблюдению за выборами» (ENEMO). По словам Удота, это решение было неожиданным, поскольку ENEMO никогда не занималась наблюдением за выборами в России. «Вина» сети заключалась лишь в том, что в число ее учредителей входила Ассоциация «Голос», которая к тому моменту уже была ликвидирована решением суда. Движение «Голос» немедленно объявило о выходе из ENEMO, но власти все равно начали преследование.

«В сентябре [2021 года] в Грузии проходили выборы [в органы местного самоуправления], и представители „Голоса“ принимали участие в наблюдении по приглашению польского фонда „Ответственная политика“. Было возбуждено несколько дел о том, что якобы участники принимали участие в другой миссии — ENEMO. Это не соответствовало действительности, не подтверждалось аккредитационными документами ЦИК Грузии. Два дела „Голос“ проиграл (дело Долгополова из Нижнего Новгорода и дело Саватеева из Челябинска), два дела было выиграно.
Видимо, власти это обескуражило. Поэтому в 2022 году органы попытались атаковать „Голос“ с неожиданного направления — из-за антивоенных выступлений одного рядового наблюдателя. В октябре 2022 года прошла серия обысков, но тогда у репрессивных органов ничего не получилось. И вот они вернулись к идее натянуть на глобус сову из 2021 года».

Удот подчеркнул, что между «Голосом» и ENEMO не было никаких контактов со дня признания последней «нежелательной» организацией:

«Вообще идея, родившаяся под чьей-то фуражкой, изначально абсурдная: утверждать, что организация осуществляет деятельность объединений, куда она входит, это все равно что говорить, что правительство РФ осуществляет деятельность ООН на территории России. Как известно, ООН осудила путинскую агрессию в Украине, а значит, российское правительство нужно привлечь по соответствующей статье УК. Но никакой абсурд их уже не останавливает».

По словам эксперта, нынешние репрессии против движения свидетельствуют о том, что на предстоящих в сентябре выборах «перспективы у действующей власти далеко не блестящие»:

«Это значит, что властям придется совершить массу преступлений, чтобы достигнуть требуемых показателей. Поэтому преступники заранее устраняют свидетелей. Во время обысков происходит обычный грабеж. Изымают технику, средства связи, после чего координатор физически не способен организовать наблюдение.
Раньше не было обвинений по такой тяжелой статье. Суда в России нет, и органы могут довести дело до конца. Но и в этом случае дальнейшее существование движения будет зависеть от участников сети, а не от репрессивных органов».

Удот напомнил, что «Голос» много лет не может официально в качестве НКО отправлять на выборы наблюдателей и получает всю информацию о нарушениях от людей, направленных кандидатами и СМИ, а также от избирателей:

«Самая опасная и влиятельная организация, наблюдающая за выборами и представляющая настоящую угрозу узурпаторам власти в России, вовсе не „Голос“, а российский народ. Такого обилия электоральных разоблачений, фактов, доказательств, которое генерирует политически активная его часть, нет ни у каких организаций.
Наблюдательские движения и проекты рождаются. Их убивают. Они рождаются снова. И „Голосу“ не принадлежит определяющая или руководящая роль в этих процессах».