Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Сделать доклад», «принять энергичные меры», «изучить ситуацию». Как власти отреагировали на избиение Милашиной и Немова

The Insider

К вечеру вторника, 4 июля, спустя больше 10 часов после того, как стало известно о нападении на журналистку Елену Милашину и адвоката Александра Немова в Чечне, следственные органы так и не возбудили уголовное дело.

Реакция Чечни — «дерзкая провокация»

Из представителей чеченской власти почти никто не дал публичного комментария. Очень лаконично высказался глава Чечни Рамзан Кадыров. Суть его комментария сводится к одному слову — «Разберемся». Он заявил, что уже отдал поручения «разбираться» чеченским силовикам.

Те, в свою очередь, пока не разобрались. И процессуальное решение еще не приняли.

«МВД по Чеченской Республике проводится проверка по факту нападения в Ахматовском районе г. Грозного на Елену Милашину и Александра Немова. По результатам проверки будет принято процессуальное решение. В настоящее время проводятся оперативно-розыскные мероприятия по установлению и задержанию лиц, причастных к этому нападению», — сообщили в пресс-службе МВД по Чеченской Республике.

Судя по всему, с установлением лиц пока трудности. Нападавшие передвигались на машине без номерных знаков, сообщает омбудсмен по правам человека в Чечне Мансур Солтаев, кто это был, — выяснить пока не удается. Он же ранее сообщил, что нападение — «дерзкая, диверсионная провокация» против Чечни.

Чья именно провокация — он не сказал. Но версия есть у министра печати Чечни Ахмеда Дудаева, который усмотрел в нападении на журналистку и адвоката «почерк западных спецслужб». Версий, зачем «западным спецслужбам» это понадобилось, у него несколько. Прежде всего — очернить образ Чечни как самого безопасного региона РФ. С другой стороны, возможно, считает Дудаев, коварные злодеи готовятся таким образом к саммиту НАТО в Вильнюсе. Ну, или просто кому-то выгодно «раздувать судебный процесс» над матерью чеченских правозащитников Заремой Мусаевой, на приговор которой ехала Милашина.

Реакция Москвы — «все обеспокоены»

Пока уголовное дело не заведено ни одним из существующих в России правоохранительных ведомств. Однако все говорят, что ситуация, конечно, очень серьезная, требующая принятия «энергичных мер».

  • Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин потребовал у главы чеченского управления СК сделать доклад о нападении на Милашину и Немова, а также провести проверку. Возбудить уголовное дело он никому не поручал.
  • Депутат Госдумы Нина Останина предложила ввести уголовную ответственность для тех, кто нападает на журналистов. (Такая статья уже существует.)
  • СПЧ и профильный комитет Госдумы попросят Генпрокуратуру и СК взять дело на особый контроль.
  • Кремль считает происшествие очень серьезным и требующим принятия энергичных мер, проведения проверки и следственных действий, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
  • Минцифры пообещало оказать поддержку Милашиной и Немову.
  • Глава совета по правам человека при президенте Валерий Фадеев и председатель комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн пообещали направить обращения в Генпрокуратуру и Следственный комитет о взятии дела на особый контроль.
  • «Изучаем ситуацию, за помощью к нам никто не обращался», — заявил глава «Союза журналистов России» Владимир Соловьев.

Схожая ситуация была с нападением на главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова. После того как его облили краской на Казанском вокзале, дело так и не было возбуждено. Выше упомянутый депутат Госдумы Хинштейн спустя 7 дней после нападения заявлял, что, возможно, будет заведено дело по статье о хулиганстве, но даже это не было сделано. Журналисты провели самостоятельное расследование, в ходе которого достаточно быстро выяснили, что нападавший во время учебы в МГУ основал организацию ветеранов боевых действий «Отвага» и сблизился с ультраправыми националистами. В 2011 году его избрали в центральный совет Союза десантников России. Через несколько лет он появляется в одном кадре на памятном мероприятии вместе с тогдашним главкомом ВДВ Владимиром Шамановым, который заявлял, что десантники не имеют «никакого отношения» к нападению на Муратова.

Как власти реагируют, когда нападают на сотрудников провластных СМИ

С нападениями на сотрудников провластных СМИ ситуация обстоит иначе. Например, с нападением на журналиста канала «Россия 1» Павла Брыкина. По версии следствия, ему мешали вести эфир «путем принуждения к отказу от распространения информации, соединенному с насилием», когда Брыкин готовил материал о деятельности арестованного мэра Владивостока Игоря Пушкарева. Уголовное дело было возбуждено сразу же после обращения Брыкина в правоохранительные органы — в тот же день. Ход расследования уголовного дела сразу же взял под контроль лично заместитель генерального прокурора РФ Юрий Гулягин.

Еще один пример — в сентябре 2022 года на корреспондента программы «Вести. Дежурная часть» телеканала «Россия 24» было совершено нападение возле здания суда в Москве, где решался вопрос об аресте обвиненного в получении взятки президента Нотариальной палаты Подмосковья Станислава Смирнова. Сразу же было возбуждено уголовное дело, а уже на следующий день были задержаны двое подозреваемых.

30 ноября было совершено нападение на еще одного сотрудника программы «Вести. Дежурная часть». Он снимал репортаж о деятельности одной из частных обслуживающих компаний на ул. Петра Романова на юго-востоке Москвы. Во время съемки находившийся в указанном помещении охранник начал препятствовать законной профессиональной деятельности журналистов и применил физическую силу к корреспонденту. Уголовное дело было заведено в тот же день.

Нападение на Милашину и Немова

4 июля в Чечне люди в масках напали на журналистку «Новой газеты» Елену Милашину и адвоката Александра Немова, который защищает Зарему Мусаеву. Злоумышленники остановили машину, в которой журналистка и адвокат ехали из аэропорта в Грозный, жестоко избили их и уничтожили их технику и документы.

По словам Милашиной, ее заставляли есть землю, пока она лежала лицом вниз, били полипропиленовыми трубами, пытались сломать пальцы, когда она отказалась разблокировать телефон.