Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

За неделю до взрыва на Каховской ГЭС власти России разрешили не расследовать аварии и теракты на опасных объектах

The Insider

За неделю до взрыва на Каховской ГЭС власти России разрешили не расследовать аварии на опасных объектах, произошедшие вследствие «военных действий» и терактов, в том числе на оккупированных территориях, которые Россия считает своими. Документ от 30 мая был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Постановление, подписанное председателем российского правительства Михаилом Мишустиным, вступило в силу со дня его опубликования — то есть с 31 мая.

Так, в постановлении правительства № 873 «Об особенностях применения на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области положений законодательства Российской Федерации в сферах промышленной безопасности опасных производственных объектов и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений» есть последний, десятый, пункт об авариях. Согласно ему, «до 1 января 2028 года техническое расследование аварий на опасных производственных объектах и аварий гидротехнических сооружений, произошедших вследствие военных действий, диверсий и террористических актов, не проводится».

Также в документе есть пункты о том, что до 1 сентября 2023 года и до 1 марта 2024 года на объектах в «ДНР, ЛНР», в Запорожской и Херсонской областях не применяется часть пунктов ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О безопасности гидротехнических сооружений».

Как заявил в разговоре с The Insider директор «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илья Шуманов, каждому объекту присваивается свой класс опасности и исходя из этого за ним осуществляется надзор: либо на уровне территориального управления Ростехнадзора, либо федеральными органами, если это более высокий класс опасности.

«Каждый объект, который попадает под этот критерий и которому присваивается класс опасности, должен разрабатывать декларацию, предполагающую выполнение требований, — что у тебя есть план эвакуации, порядок действий, контактные данные, проверки, обученные специалисты, лицензия на работы и так далее.
В условиях военных действий никто эти декларации на оккупированных территориях делать не будет, потому что объекты переходят из рук в руки. Нет проектной документации по объектам. Тебе надо заново разрабатывать, смотреть, изучать, проводить экспертизу. А если в него еще и пара снарядов попала… Это касается даже какого-нибудь завода по производству муки, не говоря уже о местах добычи нефти и подобных сооружениях. Это относится ко всем объектам критической инфраструктуры».

По словам Шуманова, отмена статьи декларации безопасности гидротехнических сооружений может быть принята не для того, чтобы скрыть аварию, а потому что нет возможности выдавать эти декларации из-за отсутствия проектных документов. Он напомнил, что украинские специалисты эвакуировались и забрали документы с собой. А те, кто должен обслуживать станцию, не знают мощность объекта, к чему он подключен, у них нет обученных специалистов.

На вопрос о том, можно ли истолковать как улику после взрыва на ГЭС пункт о том, что до 1 января 2028 года технические расследования аварий на опасных производственных объектах не проводятся, Шуманов ответил: «И да, и нет». Он пояснил, что сейчас там нет сформированных органов исполнительной власти и условного территориального управления Ростехнадзора по Херсонской области и Запорожью.

«Я не знаю есть ли у них кадры, которые могут проводить эти проверки. Думаю, что нет. И вообще реально ли людей отправлять в зону боевых действий для расследования аварий? В прифронтовую зону приезжает комиссия и начинает исследовать объект — это просто опасно для жизни и не очень целесообразно, потому что объект в зоне боевых действий и завтра ему может быть нанесен дополнительный ущерб. Кроме того, может быть, сами кадры просто не хотят лезть под пули».

По сути закон приняли вовремя, чтобы снять ответственность с лиц, которые сейчас там принимают управленческие решения. Любая техногенная авария и непринятие мер по ликвидации этой аварии или непроведение расследования должностными лицами — это уголовная ответственность для них, подчеркивает Шуманов.

«Они так страхуются для того, чтобы им не сказали: ”У вас тут куча опасных объектов разрушено, на них аварии произошли, а вы не предпринимаете никаких действий”».

Также он добавил, что Следственный комитет может приехать на эти территории и у него будут основания для возбуждения уголовных дел на тех, кто эксплуатирует эти объекты, на органы исполнительной власти в лице администрации «ЛНР, ДНР», Запорожской и Херсонской областей и на представителей Ростехнадзора.

«Если бы и уничтожались какие-то объекты с разными классами опасности, то такого масштабного, как Каховская ГЭС, еще не было. Много говорили об этом, но подрыва такого масштаба не было. Видимо, люди имели доступ к информации о том, что такой подрыв будет, поэтому заранее законодательство привели в соответствие для того, чтобы к ним вопросов не возникало».

Также Шуманов подчеркнул, что периодически действительно бывает такое, что постановление правительства отменяет действие федерального закона. В России, по его словам, органы исполнительной власти имеют больший ресурс, чем законодательная власть. Например, похожее позволялось делать в период эпидемии коронавируса, региональным властям разрешили не сдавать декларации, это «прямое вторжение в компетенции федеральных органов законодательной власти».

Утром 6 июня украинское оперативное командование «Юг» заявило, что российские войска подорвали плотину Каховской ГЭС. Оккупационные власти Новой Каховки сообщили, что около двух часов ночи были удары по Каховской ГЭС, однако с чьей стороны — не уточнялось. В «Укргидроэнерго» утверждают, что Каховская ГЭС полностью разрушена и не подлежит восстановлению. Российское госагентство ТАСС пишет, что разрушилась уже половина пролетов Каховской ГЭС, обрушение продолжается.

Советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк в эфире Breakfast Show заявил, что, согласно данным украинской разведки, подрыв Каховской ГЭС совершила 205-я мотострелковая бригада Вооруженных сил РФ. Президент Украины Владимир Зеленский собирает экстренное заседание Совета нацбезопасности.