Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Bloomberg: Расходы России на экспорт нефти выросли на 50%

The Insider

Партнеры российских нефтяных компаний резко повышают ставки за перевозку российской же нефти — ставка транспортных компаний выросла почти на 50% и достигла $20 за баррель. Речь идет о поставках нефти с отгрузкой из российских портов с датой поставки после 5 декабря — именно с этого момента, как предполагается, заработает механизм предельных цен на российскую нефть, который продвигает западная коалиция. О новых проблемах с экспортом российской нефти сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на брокеров, осуществляющих морские перевозки.

Владельцы судов начали требовать от российских компаний «дополнительной платы за риск». Если раньше поставка танкера из Балтийского моря до Индии колебалась в диапазоне $9–11,5 млн ($12–15,33 в пересчете на баррель нефти), то теперь владельцы судов требуют $15 млн ($20 с каждого барреля). Средний рост тарифа на поставку, таким образом, вырос на более чем на 48%.

Рост ставок сопряжен с санкционным давлением: Греция, а также Кипр и Мальта — обладатели крупнейших торговых флотов — с 5 декабря, вероятно, прекратят обслуживать российские компании из-за санкций. Сокращение доступных для экспорта судов создает дополнительное давление на рынок: российским компаниям становится сложнее искать партнеров для экспорта нефти. Причем крупных судов становится все меньше, а отгрузка в основном осуществляется с помощью малых и средних судов, таких как танкеры Aframax и Suezmax. Поставки судов на азиатские рынки вместо привычных европейских не сказались на ценах позитивно и стали только дополнительным поводом поднять цены за фрахт.

Выходом из ситуации, как отмечает агентство, может стать «флот секретных танкеров» — судна, чьи конечные владельцы неизвестны и их крайне сложно выяснить ввиду регистрации в сомнительных юрисдикциях. Эти суда давно работают с санкционными режимами и не боятся их, однако этих объемов вряд ли хватит, чтобы полноценно заменить выпадающие с рынка транспортные мощности. Тем не менее на рынке стало больше танкеров, которые ранее работали с нефтепродуктами, ввиду того что выгода от перевозки санкционной нефти значительно выросла. Некоторые владельцы судов намерены переориентировать свои танкеры на поставки сырой нефти, утверждает агентство.

В ближайшие дни Европейский союз, Австралия и страны «Большой семерки» утвердят новые санкции в отношении российской нефти. Страны намерены утвердить потолок цен на российскую нефть. В настоящий момент обсуждается уровень в $60 за баррель: при поставках нефти по цене выше этого уровня запрещается оказывать какие-либо услуги российским компаниям (речь идет о предоставлении танкеров, финансовых, страховых и прочих услугах). Однако, если контрактная цена ниже, оказывать услуги могут даже европейские компании. Более того, с 5 февраля, как ожидается, аналогичные запреты будут введены и в отношении российских нефтепродуктов.