Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Авиакомпании России вынуждают пилотов увольняться из-за санкций

The Insider

После вторжения России в Украину страны Евросоюза закрыли небо для российской авиации, и отечественные авиакомпании начали принуждать пилотов к увольнению. Об этом сообщил президент Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игорь Дельдюжов в письме главе Росавиации Александру Нерадько. На письмо обратила внимание «Авиаторщина».

По словам Дельдюжова, после прохождения тренажеров и зачетов инструктор подает рапорт о назначении пилоту внеочередной летной проверки, которую пилот не проходит, «так как у авиакомпании стоит задача любым способом уменьшить количество кадров». После этого авиакомпания единолично решает вопрос о дисквалификации пилота, пишет Дельдюжов. Проверка проводится дважды в год.

Дельдюжов отметил, что на подобные принуждения к увольнению пожаловались несколько десятков пилотов из разных авиакомпаний. Существование проблемы подтвердили изданию «Коммерсантъ» пилоты трех крупнейших авиакомпаний, в частности, «Аэрофлота». Обжаловать такое увольнение можно только через суд. Президент профсоюза предлагает привлекать к проверкам инструкторов из Росавиации, чтобы процедура была более прозрачной, однако авиакомпании с этим не согласны. В частности, в Red Wings заявили, что именно перевозчик отвечает за готовность пилотов и безопасность полетов, поэтому должен сам их оценивать. В «Аэрофлоте» возможное привлечение сторонних экспертов к проверкам назвали «смягчением требований к квалификации пилотов».

Причина сокращений состоит не только в закрытии неба и сужении географии полетов, говорят The Insider авиационные эксперты, попросившие об анонимности.

«В первую очередь — да: меньше география полетов, меньше количество и частота рейсов, — говорит эксперт. — Тут у авиакомпаний появляется необходимость сокращения пилотов и бортпроводников. И если с бортпроводниками можно поступить проще, мы все уже видели, как авиакомпании от них избавляются, то пилотов просто так не уволить, но и держать их в избыточном количестве дорого. Вот авиакомпании и придумали такой способ отстранять и увольнять пилотов с помощью внезапных и внеочередных летных проверок.
Кроме того, повысились расходы на обслуживание самолетов и поддержание их летной годности в плане приобретения запчастей, узлов и агрегатов, а также в плане обслуживания бортовой электроники. Приобретение всего этого через третьи страны в обход санкций тоже повышает расходы на обслуживание самолетов».

Помимо этих причин, продолжается сокращение парка самолетов из-за «авиаканнибализма» и сохранения годных иностранных самолетов на «черный день», поясняет другой авиационный эксперт. По его словам, в некоторых авиакомпаниях из-за этого уже от 30 до 50% парка самолетов стоит на земле и используется в качестве доноров запчастей. «По этой же причине почти все выпускники пилоты и техники этого года из авиационных вузов превратились в армию безработных», — отмечает эксперт.

По данным «Коммерсанта», из-за сокращения действующего парка до 30 самолетов авиакомпания «Победа» планирует «в обозримой перспективе» уволить 150–170 пилотов. Около 250 пилотов считаются «излишком» в «Аэрофлоте».