В России пилотам региональных рейсов предлагают самостоятельно проводить техническое обслуживание самолетов. Об этом заявил заместитель главы Минпромторга РФ Олег Бочаров, передает Telegram-канал «Авиаторщина».
«Вместе с Минтрансом мы пилотов должны готовить и сертифицировать как универсальных бойцов: они одновременно должны быть и пилотами, и техниками самолетов. И техника должна предусматривать возможность эксплуатации полевого ремонта», — заявил Бочаров.
По его словам, прежде всего речь идет о пилотах региональной авиации. Для нее предлагается создать «принципиально новую систему поддержания летной годности».
Такая практика вводится для экономии, отметил в беседе с The Insider анонимный авиационный эксперт.
«Они хотят сэкономить на техниках, чтобы платить зарплату нужно было только пилотам, которые будут выполнять работу техников по совместительству. Такая практика есть в легкой авиации, но не в коммерческой, которая переводит пассажиров за деньги. Она больше распространена в Авиации общего назначения (АОН), где пилоты летают в личных целях (коммерческая перевозка пассажиров в АОН запрещена). В АОН требования по безопасности полетов значительно ниже, чем в коммерческой авиации, поэтому там пилоты могут отучиться на техников и делать техническое обслуживание своих самолетов. Но пилоты могут делать не все виды техобслуживания самолетов. Простые виды могут, а сложные — нет».
Минпромторг работает также над выводом на рынок самолета малой авиации «Байкал», создание которого в базовой конфигурации, как заявляют в ведомстве, планируют завершить в 2023 году. Одновременно ведомство сообщает, что запустило ряд работ, которые позволят совершенствовать самолеты прямо в эксплуатации, фактически создавая из них конструктор. Бочаров пояснил, что таким образом авиакомпании вместе с пилотами смогут быстро модернизировать самолет под рейс — «трансформировать его под грузовую, грузопассажирскую или пассажирскую конфигурацию».
Но, как отметил эксперт The Insider, проект самолета «Байкал» с американским двигателем еще не завершен, а сертифицированных российских двигателей для такого класса самолетов нет. Необходимо возродить малую авиацию, прежде чем думать об инновациях:
«У нас просто нет сертифицированных двигателей для такого класса самолетов. И в практике российские двигатели очень капризные в эксплуатации, так же как „Жигули“ от АвтоВАЗа. Поэтому эта идея выглядит глупо и нелепо, с учетом качества российской гражданской авиатехники от государственного авиапрома. В России малая авиация уже почти убита, пилотов нет, потому что готовят их всего два государственных вуза в стране. Техников тоже нет, потому что почти нет предмета для их работы. Прежде чем развивать инновации в поддержании летной годности малой авиации, нужно сначала эту малую авиацию возродить, а потом уже думать об инновациях в ней».
Ранее сообщалось, что Минпромторг планирует заменить второго пилота в самолетах на виртуального, чтобы снизить за счет этого стоимость их эксплуатации. 9 августа ведомство разместило на портале госзакупок извещение о проведении конкурса стоимостью 2,9 млрд рублей на разработку такой технологии к концу 2024 года. Это противоречит международным правилам безопасности полетов, согласно которым в кабине должно находиться не менее двух человек.
Также российские авиакомпании порекомендовали своим пилотам поменьше использовать тормоза при посадке и рулении, чтобы сберечь ресурс западных лайнеров, запчасти к которым не поставляются из-за санкций. Попавшие под санкции российские авиакомпании, в том числе «Аэрофлот», разбирают самолеты, чтобы обеспечить запас запчастей, которые они больше не могут покупать за границей.
После начала российского вторжения в Украину 24 февраля в отношении РФ стали вводить жесткие санкции, которые затронули и авиаотрасль. Власти США в апреле закрыли экспорт для российских авиакомпаний. Также комитет по безопасности полетов Евросоюза внес «Аэрофлот» и ряд других российских авиакомпаний в список перевозчиков, которым запрещены или ограничены полеты в пределах ЕС. В апреле стало известно, что российские авиакомпании, эксплуатирующие отечественные самолеты Sukhoi Superjet 100, не могут ремонтировать и поддерживать в исправном состоянии российско-французские двигатели SaM146.
Позже и ЕС, и Британия, и Минфин США ослабляли санкции в отношении товаров для гражданской авиации. США сделали послабления для операций, связанных с поставками, экспортом товаров, технологий или услуг для обеспечения безопасности гражданской авиации. Обязательным условием для сделок является регистрация самолетов, предназначенных только для гражданской авиации, за пределами России. Совет ЕС уточнял, что взаимодействие с Россией по авиационным товарам и услугам будет разрешено в той мере, в которой это требуется для выполнения стандартов безопасности, установленных Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).