16 июня в Ереване задержали друзей российской комикессы Татьяны Щукиной. По ее собственному утверждению, это было сделано «по приказу России». Она рассказала The Insider, что это может быть связано с ее антивоенной позицией, а на нее саму в России готовилось уголовное дело.
За три дня до войны человек со связями в органах, который мне очень дорог, рассказал, что на меня готовится дело и мне лучше уехать из страны. Я уехала сначала в Турцию, потом в Армению. На меня не открыли дело, я не нахожусь ни в каком розыске. Я находилась все это время в Армении. Все, что я тут делала, — это ходила на открытые микрофоны и выступала со стендапами. Сегодня утром моей подруге-сожительнице позвонили и сказали, что это полиция. Ее попросили прийти, но не сказали, по какому вопросу. Я знала, что это какой-то бред, но она все равно пошла — мы же не в России находимся. У нее требовали выдать мои контакты и местоположение. Она успела написать мне об этом в Telegram, а потом я стерла переписку с ней и сбежала из дома. Оказалось, что вовремя: мой молодой человек, который также находился в доме, сказал, что полиция пришла к нему. Его тоже задержали и куда-то увезли.
Сначала сказали, что мы проходим свидетелями по какой-то драке, которую мы никогда не видели. Потом стало совершенно очевидно, что дело политическое, потому что ребята больше не выходят связь. Их удерживают более девяти часов, я ничего о них не знаю, адвокаты, которые туда выехали, говорят, что это какая-то непонятная хрень.
Наши интересы представляют разные люди. Правозащитник «Агоры», член Европейской партии Армении и Артур Сакунц. Но со мной никто в последнее время не выходил на связь, я не знаю, что происходит. Знаю, что Следственный комитет Армении врет. О том, что меня вообще не искали, что у меня не собирались ничего спрашивать и что у них ничего про меня не спрашивали. Потому что когда с ребятами еще была связь, они меня убеждали, что мне нужно спрятаться, потому что меня сейчас поймают.
Я считаю, что на меня хотели открыть уголовное дело в России за шутки и твиты про Путина, за антивоенную позицию. Видимо, я виновата, что не заткнулась. Я продолжила писать антивоенные посты, выступать с политическими стендапами, участвовать в украинских благотворительных концертах и так далее. Я уверена, что они обиделись на то, что отпустили меня, а я, по их мнению, продолжила творить такую хрень. Думаю, на меня хотят повесить уголовку, арестовав моих друзей. Либо чтобы они выдали мое местоположение, либо чтобы я сама пришла и сдалась. А потом экстрадировать в Россию, где меня ждет тюрьма.
В России у меня не было никаких административок, однако были намеки на преследование за экстремизм. Об этом мне рассказал тот самый друг, который помог сбежать. Сейчас он и сам сбежал из России, я не знаю, где он находится, у меня нет с ним связи.
Через несколько минут после того, как Щукина дала комментарий The Insider, она написала в своем Twitter, что пошла «сдаваться».
Ранее глава Международного сообщества по правам человека в Армении Даавр Доржин заявил The Insider, что друзья Щукиной действительно находятся в отделении полиции района Эребуни из-за уголовного дела, которое «связано с предполагаемым преступлением в Армении». «Оно [уголовное дело] связано с насилием», — добавил юрист. По его словам, «пока что связи с Россией не видно». «Один из ее друзей был приглашен, другой был приведен в отделение», — сказал Доржин. У них есть адвокаты и переводчик.
Обновлено в 19:25 (мск): источники The Insider рассказали, что одного из друзей Щукиной отпустили из полиции.
Обновлено в 22:10 (мск): позже Щукина сообщила, что у них заблокированы все счета.