Потребители по всему миру начали ощущать резкий скачок цен на товары. После того, как многие страны ослабили коронавирусные ограничения, попытка вернуть бизнес к нормальному функционированию выявила многочисленные проблемы в работе потребительского рынка, пишет агентство Reuters. Нехватка энергоресурсов, рабочей силы, транспорта — все это ставит под угрозу восстановление мировой экономики.
Крупнейший производитель курятины в Великобритании компания 2 Sisters Group заявила, что 20-летний период дешевой еды в стране заканчивается.
«Дни, когда можно было накормить семью из четырех человек с помощью трехфунтовой ($4) курицы, подходят к концу, — сказал Ранджит Сингх Бопаран, владелец 2 Sisters Group. В Британии не хватает складских рабочих и мясников. Усугубляют ситуацию и последствия Brexit, из-за которого страна столкнулась с нехваткой нужного количества водителей грузовиков, что создало проблему с доставкой бензина и продуктов питания.
Шведский производитель мебели и товаров для дома IKEA предупредил, что дефицит товаров из-за кризиса в цепочках поставок может продлиться до августа 2022 года. Об этом рассказал генеральный директор компании Inter IKEA, всемирного франчайзера бренда, Джон Абрахамссон.
Нехватка транспортных контейнеров и загруженность портов затрудняют логистику розничной торговли по всему миру. По словам Абрахамссона, чтобы справиться с ситуацией, компании пришлось сосредоточить свое предложение на самых популярных товарах. «Самая большая проблема заключается в доставке продукции из Китая, где возможности сейчас очень ограничены», — заявил глава Inter IKEA. Он отметил, что больше всего от нехватки товаров пострадали магазины в Северной Америке, за ними следует Европа.
В Соединенных Штатах президент Джо Байден призвал частный бизнес помочь разрешить кризис с поставками товаров в преддверии зимних праздников. По его словам, круглосуточный режим работы портов и логистических компаний поможет устранить проблемы в цепочках поставок США. Байден отметил, что два самых загруженных порта страны — Лос-Анжелес и Лонг-Бич — переходят на круглосуточный режим работы, чтобы обеспечить обработку порядка 500 тысяч контейнеров на судах, которые скопились, ожидая захода в эти порты. По словам Байдена, для того чтобы наладить цепочки поставок, ночью будут работать Walmart, Target, Home Depot, Samsung и другие крупные ретейлеры, а также логистические компании FedEx и UPS.
Даже в Японии, где во время пандемии все-таки наблюдался слабый рост экономики, потребители и предприятия сталкиваются с ростом цен на базовые товары.
Глава Европейского центрального банка Кристин Лагард во вторник, 12 октября, постаралась снизить беспокойство по поводу инфляции, назвав скачек цен временным. При этом все больше экономистов, как пишет Reuters, ожидают, что инфляция в еврозоне достигнет 4% до конца года, что вдвое больше целевого показателя ЕЦБ, и что она останется выше целевого показателя в течение 2022 года.
Истощение запасов электроэнергии предполагает мрачную перспективу на зимний период в некоторых частях мира. Энергетические проблемы Китая и Индии ставят под угрозу экономический рост в Азии и во всем мире.
Китай переживает энергетический кризис на фоне возросших цен на нефть, газ и уголь. Фьючерсы на китайский уголь достигли в конце сентября рекордно высокого уровня. К этому привели возросший спрос на энергию со стороны промышленных предприятий Китая, наращивающих объемы производства после пандемии, а также падение объема добычи угля на шахтах страны.
Некоторым региональным властям уже пришлось ограничить подачу электроэнергии для промышленного производства, что привело у сокращению объема промышленного производства в Китае впервые за последние 18 месяцев. В некоторых регионах наблюдались массовые перебои с подачей электричества.
Энергетический кризис в Китае, вызванный нехваткой угля, высокими ценами на топливо и быстрорастущим промышленным спросом после пандемии, остановил производство, в том числе на заводах, поставляющих продукцию крупных брендов, таких как Apple.
Индия при этом испытывает серьезный дефицит угля, являющегося ключевым сырьем для генерирующих компаний страны. Крупнейшая в мире угледобывающая компания Coal India заявила, что временно прекращает поставки для неэнергетических потребителей. Экономисты предупреждают, что проблемы с энергоснабжением могут привести к сокращению объема промпроизводства в Индии, который как раз начал приближаться к докризисным уровням.
Признаков отсрочки каких-либо затрат на электроэнергию практически не наблюдается: фьючерсы на нефть марки Brent выше $84 за баррель в ожидании того, что резкий рост цен на природный газ приведет к переходу на нефть для удовлетворения потребностей в отоплении в зимний период.
Ситуацию осложняет и рост цен на нефть на фоне увеличения признаков устойчивого спроса и сокращения предложения в ближайшие несколько месяцев, поскольку стремительный рост цен на газ и уголь спровоцировал переход на нефтепродукты. Фьючерсы на нефть марки Brent торгуются выше $84 за баррель, марки WTI — $82 за баррель. Аналитики отмечают резкое сокращение запасов нефти в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) до самого низкого уровня с 2015 года. Глобальный энергетический кризис, как ожидается, увеличит спрос на нефть на полмиллиона баррелей в сутки, что может ускорить инфляцию и замедлить глобальное восстановление после пандемии COVID-19, сообщило в четверг Международное энергетическое агентство (МЭА).
Ведущие экономические институты Германии снизили свой совместный прогноз роста крупнейшей экономики Европы на 2021 год до 2,4% с 3,7%, поскольку проблемы с поставками продолжают сдерживать производство. Между тем инфляция в 2022 году составит 2,5%, прогнозируют институты. Ожидается, что в 2023 году потребительские цены вырастут на 1,7%.
В Сингапуре два поставщика электричества, в том числе один из крупнейших среди независимых, уходят с рынка, в то время как три других перестали принимать новых клиентов из-за стремительного роста оптовых цен на электроэнергию, пишет Reuters.
Средняя розничная стоимость галлона бензина в США находится на максимальном уровне за семь лет, и, согласно прогнозам, расходы на топливо в зимний период вырастут.
Глобальный кризис сейчас и в автомобильной промышленности, которая больше других отраслей экономики пострадала от дефицита полупроводников, вызванного снижением их производства в Азии. Нехватка полупроводников вынудила автопроизводителей, которые все еще восстанавливаются после пандемии, снова останавливать производство.