«Вести» сообщили, что сорвалось выступление примы Большого театра Ольги Смирновой в Нью-Йорке: всемирно известной балерине не дали визу. Вести цитируют заявление организатора несостоявшегося выступления Линды Морс, опубликованное на сайте журнала Page Six (приложение к таблоиду New York Post): «У меня нет никаких других догадок, кроме того, что они из России».
Новость выглядит шокирующе, ведь даже во время холодной войны балет Большого театра с большим успехом гастролировал в странах Запада и никто не чинил ему препятствий.
«РИА Новости», рассказывая об этой истории, приводит версию Большого театра: дело вовсе не в политике. «Скорее всего, речь идет о техническом сбое. Это рабочая виза, которую просто не успели оформить», — объясняет пресс-служба театра.
Но оба объяснения неверны. Как сообщает тот же сайт Page Six, дело в том, что при подаче документов представители Смирновой допустили ошибку — запросили визу не того типа.
Визовая система в США сложная и разветвленная, насчитывается несколько десятков типов и разновидностей виз. Когда балетные труппы отправляются туда на гастроли, артисты обычно получают визы P1 — для «международно признанных спортсменов или членов международно признанных зрелищных групп».
Но сорвавшееся выступление Смирновой и ее партнера, итальянца Якопо Тисси, которого «Вести» по неизвестной причине называют японцем, не было гастролями балетной труппы. Они должны были выступить с отдельным номером в гала-представлении «Сегодняшние звезды встречаются с завтрашними», которое по традиции завершает конкурс студентов балетных школ Youth America Grand Prix.
Как сообщает Page Six, представители министерства внутренней безопасности США, учитывая, что выступление Смирновой планировалось не в составе труппы, решили, что это не подходит под условия выдачи визы P1. Смирновой нужно было запросить визу O1 — для «людей, имеющих выдающиеся способности в науке, искусстве, образовании, бизнесе или спорте». На такую визу всемирно известная балерина, выступавшая, помимо всего прочего, и с труппой American Ballet Theatre, безусловно, имеет право, но из-за ошибки при подаче документов время было упущено.
Разумеется, чиновники из иммиграционного ведомства подошли к вопросу формально и не учли культурного значения планировавшегося выступления, но видеть в этом бюрократическом подходе политическую подоплеку все же несколько странно.
«Вести» ставят этот случай в один ряд с невыдачей виз российской сборной по вольной борьбе, собиравшейся участвовать в Кубке мира в Айова-Сити в начале апреля этого года. Но борцам в визах не отказывали, их заявки попросту не успели рассмотреть. Сроки рассмотрения увеличились из-за решения России сократить количество сотрудников американских диппредставительств.