«Вести», «Интерфакс», «РИА Новости» и другие российские СМИ сообщают о заявлении представителя МИД РФ Марии Захаровой, которое она сделала в фейсбуке в ответ на новости о том, что животные, принадлежавшие отравленному Сергею Скрипалю, погибли. Это уже устоявшаяся практика: Захарова пишет в фейсбуке от своего имени, формально как частное лицо, но СМИ дружно принимаются это тиражировать, придавая ее словам некое подобие официального статуса. Заметка «Интерфакса» даже озаглавлена «МИД РФ потребовал от Лондона разъяснений из-за кремации животных Скрипаля», хотя говорится там только о фейсбуке Захаровой.
https://www.facebook.com/maria.zakharova.167/posts/10216361062928862
Начнем с так называемой «утечки». Непонятно, какие «неназванные источники» британской прессы Захарова имеет в виду. Газеты ссылаются на официальное заявление британского министерства окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства.
Захарова возмущается тем, что кота усыпили, потому что он был «в стрессовом состоянии». Ее риторические вопросы — «Так обычно в Великобритании поступают с домашними животными? Это нормальная практика?» — имели бы смысл, если бы с несчастным животным действительно поступили именно так. Но это неправда.
Переводя заявление представителя британского министерства (он же, по Захаровой, «неназванный источник»), российский дипломат допускает ошибку; не будем судить о том, намеренно ли. В оригинале говорится, что любимец Скрипаля, персидский кот Нэш Ван Дрейк, найден in a distressed state; это означает, что он переносил страдания — без уточнения, по какой причине (британский выпуск Huffpost уточняет: very unwell — «очень болен»). Решение избавить кота от страданий принял ветеринар.
Захарова пишет: «По данным издания <какого именно, она почему-то не объясняет. — The Insider>, и морских свинок и кота кремировали. Другими словами, уничтожили, хотя животные могли стать важной уликой в деле об отравлении химвеществом» <пунктуация оригинала сохранена. — The Insider».
Но Huffpost сообщает, что тела животных были доставлены в лабораторию в Портон-Дауне, где образцы их тканей были взяты на анализ. После этого тела кремировали, так как в случае отравления «Новичком» они могли представлять опасность. Таким образом, все улики сохранены.
Возмущается Захарова и тем, что животных якобы «не заметили» при обыске. Это тоже не соответствует тому, что сообщает британская пресса. The Telegraph пишет: «Здание в Уилтшире было опечатано в ходе полицейского расследования. Когда ветеринар смог войти в помещение, две морские свинки, к несчастью, были мертвы». Иными словами, после того как полицейские опечатали дом Скрипаля, туда вызвали ветеринара. Из этого следует, что о животных полиция знала. Не сообщается, сколько времени прошло от ухода Скрипалей из дома до обыска, а сколько — от обыска до приезда ветеринара. Если после обыска животные были надолго заперты без воды и пищи, то их страдания и смерть действительно на совести полицейских, по меньшей мере отчасти. Но информации, позволяющей делать такие выводы, нет.
Заключительный пассаж Захаровой поистине загадочен: «Я не делаю никаких выводов. И, возможно, это просто совпадение. Но опыты с нервно-паралитическим газом в Портон-Дауне ставились именно на морских свинках (за 40 лет в лаборатории данные исследования проводились на 3400 этих животных). Чем дальше, тем страшнее открывается картина». Интересно, что, по ее мнению, здесь может быть не просто совпадением: то, что Скрипаль с некоей тайной целью держал дома именно морских свинок?