Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

В Италии сняли документальный фильм о снайперах Саакашвили, расстреливавших Евромайдан. Почему это фейк

Первый канал, НТВ, телеканал «Звезда» и многие другие прокремлевские СМИ сообщают о сенсационном фильме, снятом итальянскими журналистами. Фильм построен на интервью с тремя бывшими грузинскими силовиками, признавшимися в том, что они были снайперами, в феврале 2014 года в Киеве стрелявшими и по участникам Евромайдана, и по противостоявшим им милиционерам, а соответствующий приказ отдал не кто иной, как Михаил Саакашвили.

Двое из троих «снайперов» встретились с итальянской съемочной группой в Македонии. Один из них, представившийся Кобой Нергадзе, заявил, что при Саакашвили был сотрудником грузинских органов безопасности, и в доказательство своих слов предъявил удостоверение на грузинском и английском языках.

Английский язык в этом документе довольно своеобразен: ведомство, где служил Нергадзе, носит невероятное название Security Service of Defend (грамматически невозможная в английском языке конструкция), а сам документ называется certifikate (вместо правильного certificate).

Еще один «снайпер» встретился с журналистами в некоей неназванной (по соображениям безопасности) восточноевропейской стране. Архитектурный облик места их встречи подозрительно напоминает российский коттеджный поселок.

Нергадзе рассказал, что отправился в Грузию по приказу Саакашвили, который собирался устроить там революцию по образцу грузинской «революции роз»: «Мы должны были поехать в Украину. У нас не было выбора. Это был приказ вышестоящего начальства. Приказ президента Саакашвили».

Остается загадкой, когда мог быть отдан такой приказ. Акция протеста, известная как Евромайдан, началась 21 ноября 2013 года в ответ на решение украинского правительства прекратить подготовку к подписанию соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Поначалу это была относительно немногочисленная мирная акция, в которой участвовали преимущественно студенты. Революционный характер, угрожавший власти президента Януковича, Евромайдан приобрел после жестокого разгона студенческой акции милицией в ночь с 29 на 30 ноября. До этого момента ничто в Украине не предвещало революции.

Однако второй и последний президентский срок Михаила Саакашвили истек 17 ноября 2013 года. К моменту начала Евромайдана президентом Грузии был политический противник Саакашвили Георгий Маргвелашвили, и отдавать приказы каким-либо государственным структурам Саакашвили никак не мог.

В фильме есть сцена, когда один из «снайперов» по имени Александр Ревазишвили смотрит какие-то документальные кадры на планшете и подтверждает: «Да, это именно я. Это палатка, где мы жили. Это я. Это момент вместе с журналистом, когда он пришел в палатку. Мы должны были заниматься провокациями...» Кадры с планшета появляются на очень короткое время, а качество их невысоко, и сравнить человека в палатке с героем фильма трудно. Однако складывается впечатление, что за три с половиной года Ревазишвили заметно постарел.

Кадры из фильма Джана Микалессина "Украина. Скрытая правда"

Нергадзе делает в фильме и совсем странное признание. Он рассказывает, что в какой-то момент руководивший прибывшими в Киев грузинскими снайперами военный советник Саакашвили Мамука Мамулашвили заявил ему: «Коба, ситуация становится сложной. Мы должны начать стрелять. Мы не можем допустить, чтобы состоялись досрочные выборы. Да, досрочные выборы». Но не допустить досрочных выборов в тот момент означало сохранить власть Януковича. Так на чьей же стороне были снайперы? И как это соотносится со словами другого персонажа фильма о желании Саакашвили устроить в Украине революцию? Но автора фильма, видимо, не очень хорошо знакомого с историей Евромайдана, эти противоречия нисколько не заботят.

История о снайперах, стрелявших и в участников Евромайдана, и в милицию, не нова. Вскоре после событий тогдашний министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт изложил эту версию верховному представителю ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон, ссылаясь на слова врача Ольги Богомолец, организовавшей медицинскую помощь участникам Евромайдана. Паэт говорил о том, что «почерк» снайперов, убивавших протестующих и милиционеров, был одинаковым, все пули были одного типа. Впоследствии выяснилось, что слова Богомолец были неверно истолкованы; путаница возникла, скорее всего, при переводе. Богомолец объясняла, что не могла такого сказать, так как у нее не было возможности осмотреть тела убитых милиционеров.

Фильм первоначально был опубликован итальянским интернет-порталом Gli Occhi Della Guerra («Глаза войны»), специализирующимся на видео из «горячих точек». Портал представляет собой дочерний проект таблоида Il Giornale, принадлежащего семье Берлускони. Позже фильм показали в программе Matrix 5 канала, принадлежащего группе Берлускони Mediaset.

«Первый канал» особенно акцентирует тот факт, что фильм сделан независимым итальянским журналистом, не называя, впрочем, его имени. Зовут журналиста Джан Микалессин, и независимость его вызывает некоторые сомнения: он в последнее время работает в Il Giornale, где публикует статьи пророссийского содержания, и иногда выступает на российской радиостанции Sputnik.