Комментируя 11-й пакет санкций ЕС в отношении России, представитель МИДа Мария Захарова написала в своем Telegram-канале:
«ЕС расширил запрет на экспорт в Россию автомобилей класса люкс, а также на все электро- и гибридные автомобили, в том числе б/у?
Интересно, как это вяжется с их же посылом о нанесении „стратегического поражения России и сдерживании Китая”? 😹 Кроме как к неминуемому росту отечественного автопрома, в том числе с использованием китайских комплектующих, это ни к чему привести не может.
С сыром эксперимент нам понравился. Теперь нам нужен хороший автопром».
Российский автопром уже давно находится под санкциями, и можно судить, как выглядит этот неминуемый рост. В феврале вполне прокремлевский «Интерфакс» писал:
«Производство легковых автомобилей в России в 2022 году на фоне введения масштабных санкций и ухода из страны иностранных автоконцернов обвалилось на 67%, до исторического минимума в 450 тысяч единиц, сообщил Росстат.
В декабре их выпуск стал самым высоким с марта, показав рост к показателю ноября 1,7 раза (на 70%), до 40,3 тысячи штук (–68% к уровню декабря 2021 года), следует из данных ведомства.
Самое глубокое годовое падение производства в современной российской истории до этого фиксировалось Росстатом в 2009 году. Тогда, в период кризиса в мировой экономике и автопроме, было выпущено 597 тысяч легковых машин (–59,4% к 2008 году)».
Но это данные за прошлый год, а на недавно прошедшем Петербургском экономическом форуме «АвтоВАЗ» представил сразу две новые модели. Одна из них — Lada X-Cross 5 — оказалась китайским кроссовером FAW Bestune T77 с переклеенным шильдиком. Переклеить, впрочем, удалось не везде: на радиаторе красовался логотип Lada, а на руле остался китайский. Дело в том, что шильдики имеют разную форму и для замены надо было изготовить новую пластиковую накладку на руль. С этой задачей «АвтоВАЗ», по-видимому, не справился.
Зато вторая модель — Lada Aura, представленная как премиальная, — полностью отечественная разработка. Правда, не совсем оригинальная: это всего лишь удлиненная Lada Vesta. Когда в нее сел министр финансов Антон Силуанов, она не завелась. «АвтоВАЗ» объяснил это тем, что автоматическая трансмиссия была не в парковочном положении, а на передаче, поэтому запуск был заблокирован. Но автомобильный журналист Сергей Асланян заметил. что в таком случае не включился бы стартер, а в видео, запечатлевшем этот неловкий момент, звук работающего стартера прекрасно слышен. Машину удалось завести, поправив что-то у нее под капотом, после чего Силуанов назвал новинку «АвтоВАЗа» «хорошей машиной» и объявил о готовности заменить ей служебные иномарки в своем министерстве.
Корреспондента Первого канала Ивана Благого заинтересовал другой раздел пакета санкций, касающийся энергетического сектора. Он, как и Захарова, попытался сделать вид, будто России европейские санкции нипочем, ведь она всегда может переключиться на торговлю с азиатскими партнерами:
«Россия продает сырую нефть в Индию по более высокой цене, чем до СВО. Индия производит из нее дизель, которым заправляются граждане ЕС».
Нашли даже анимированную географическую карту, чтобы показать маршрут российской нефти через Индию в Европу.
Что же, цена российской нефти после апрельского решения ОПЕК+ сократить добычу действительно несколько повысилась. Индия закупает ее по цене, несколько превышающей объявленный ЕС «потолок» в $60 за баррель. Индийские покупатели в апреле платили в среднем $68,21, но в эту цену входят затраты на фрахт танкеров. После того как круг покупателей российской нефти сильно сузился, она обходится значительно дешевле, чем любая другая (по информации Reuters, в индийских портах дисконт составляет $14–17, в китайских — $11).
Но интереснее всего рассмотреть объемы поставок российской нефти по описанной Благим схеме. По данным India Today, в 2023 году экспорт индийского дизельного и реактивного топлива в страны ЕС вырос с 154 000 до 200 000 баррелей в день. Предположим, что все это за счет российской нефти.
По информации европейского исследовательского центра Bruegel, потребление дизельного топлива в ЕС было на уровне 20–22 млн тонн в месяц, причем импорт из России составлял 8% от этого количества (80% потребляемого топлива производят в самом ЕС). Таким образом, до введенного в феврале 2023 года эмбарго Россия поставляла в страны ЕС 1,6–1,76 млн тонн дизельного топлива в месяц.
Поставки из Индии увеличились на 46 000 баррелей в день, что равно 6216,4 т. В месяц в среднем это 189 600 т, причем эти цифры включают не только дизельное, но и реактивное топливо. А до эмбарго, напомним, Россия поставляла в ЕС больше полутора миллионов тонн дизельного топлива в месяц. Зато у Первого канала получилась эффектная картинка с индийским маршрутом.