Программа «Время» откликнулась на визит министра обороны США Ллойда Остина в Киев сюжетом корреспондента Григория Емельянова, озаглавленным «Соединенные Штаты продвигают вступление Украины в НАТО». В сюжете говорится:
«Украина стремится в НАТО давно и безуспешно, но именно сейчас накопились поводы заново оценить эту вероятную угрозу у наших границ.
На первый взгляд шеф Пентагона вроде бы не обещал Украине ничего принципиально нового. Военная помощь (теперь на $60 млн) плюс главный пряник — поддержка военных реформ до достижения критериев НАТО. Зеленский преданно смотрит на Ллойда Остина снизу вверх, называет США главным партнером в сфере безопасности. Американец отвечает хорошо заученной формулировкой.
„Наша поддержка суверенитета Украины непоколебима. Мы продолжим сотрудничество, чтобы обеспечить возможность Украине защитить себя и свои территории”, — заявил министр обороны США Ллойд Остин.
Чем-то подобным, как мы помним, Украину кормят не один год. Но тут важно не только что сказано, но также как и когда сказано. Как — с откровенным вызовом в адрес Москвы. Остин недвусмысленно демонстрирует, что в украинском вопросе позиция России Вашингтон не интересует.
„Ни одна третья сторона не имеет права вето относительно решений о вступления в НАТО. Украина, как я уже говорил, имеет право принимать решения касательно своей дальнейшей внешней политики, и мы ожидаем, что она сможет сделать это без какого-либо внешнего вмешательства”, — сказал министр обороны США Ллойд Остин. <…>
„Я так понимаю: Остин прощупывал возможности принятия Грузии и Украины в НАТО с ограничением 5-й и 6-й статей устава НАТО, обязывающих вести коллективную оборону. Идея, которую озвучивал еще пару лет назад спецпредставитель США по Украине Курт Волкер, о том, что Украина и Грузия могут стать площадкой натовской, могут сдать местом боевых действий, полигоном НАТО, местом сосредоточения военных баз в подбрюшье России, но при этом защищать Украину и Грузию мы не должны”, — пояснил политолог Владимир Корнилов.
Трудно представить, чтобы кто-то в здравом уме согласился на такое, но в Киеве членство в НАТО любой ценой стало уже, как говорится, пунктиком, и кто мешает американцам на этом пунктике сыграть».
«Продвижение» вступления в НАТО со стороны США было бы для Украины большим внешнеполитическим успехом. Но трудно понять, где автор сюжета обнаружил признаки такого решения США. На пресс-конференции в Киеве министр обороны Остин ограничился довольно общими формулировками. От ответа на прямой вопрос корреспондента телеканала «Украина» Ирины Лухиной о том, каковы перспективы вступления ее страны в НАТО и когда можно ожидать предоставления плана действий по присоединению, Остин ушел, заявив:
«Что касается первого вопроса, я хотел бы отметить, что ни одна третья страна не имеет права вето на решения о членстве в НАТО. Украина, как вы слышали мои слова ранее, имеет право самостоятельно определять свою будущую внешнюю политику, и мы ожидаем, что они смогут сделать это без какого-либо вмешательства извне. И, наконец, я хотел бы сказать, что наша поддержка суверенитета Украины непоколебима, и мы будем продолжать работать вместе с нашими партнерами, чтобы обеспечить наличие необходимых условий для того, чтобы Украина могла защитить себя».
Сюжет со вступлением Украины в альянс с оговоркой, выводящей ее из-под действия 5-й статьи Вашингтонского договора, согласно которой нападение на одну из стран НАТО считается нападением на все страны сразу, — в чистом виде фантазия «эксперта», гражданина ДНР и России Владимира Корнилова, бывшего главного редактора киевской русскоязычной газеты «Сегодня», теперь называющего себя политологом. В действительности Курт Волкер в мае 2020 года выступил с несколько иным предложением: в случае вступления Украины НАТО не применять немедленно статью 5 к оккупированным территориям. В ходе онлайн-дискуссии Киевского форума по безопасности Волкер заявил:
«Мы не будем первыми применять силу для их [отторгнутых территорий] возвращения, мы поддерживаем только их мирную реинтеграцию в территориальную целостность претендующих на эти территории государств и восстановление целостности стран, претендующих на вступление в НАТО. Это должно лишить Россию стимулов для продолжения оккупации этих территорий».
По действующим правилам неурегулированные территориальные споры — безусловное препятствие для вступления в НАТО. В документе 1995 года «Исследование о расширении НАТО», опубликованном на официальном сайте альянса, сказано:
«Государства, имеющие этнические споры или внешние территориальные споры, включая ирредентистские претензии, или внутренние споры о юрисдикции, должны разрешить эти споры мирными средствами в соответствии с принципами ОБСЕ. Разрешение таких споров будет являться одним из факторов при определении того, приглашать ли государство присоединиться к Альянсу».
На сайте Госдепартамента США в 1997 году опубликованы «Минимальные требования для членства в НАТО» — пять критериев, один из которых сформулирован так:
«Новые члены должны быть добрыми соседями и уважать суверенитет за их границами».
Таким образом, без урегулирования территориальных споров и установления добрососедских отношений с Россией вступление Украины в НАТО невозможно. Волкер же говорил, в сущности, об исключении для Украины: дать ей возможность присоединиться к альянсу, но не оставить ее полностью без защиты союзников — на такое абсурдное предложение и в самом деле никто не согласился бы, — а всего лишь не применять статью 5 к последствиям нападения, произошедшего до вступления в НАТО. Это защитило бы Украину от возможных нападений в будущем. Продолжения инициатива Волкера не получила. Где программа «Время» обнаружила признаки поддержки этой идеи нынешней американской администрацией, понять невозможно. Остин всего лишь пообещал помогать Украине в проведении всеобъемлющих реформ, которые продвинут ее на пути евроатлантических устремлений.
Бурную реакцию программы «Время» вызвали, скорее всего, слова Остина о России на пресс-конференции в Киеве:
«Мы вновь призываем Россию прекратить оккупацию Крыма, продолжение войны на востоке Украины, дестабилизирующую деятельность в Черном море и вдоль границ Украины и постоянные кибератаки и другую вредоносную деятельность против Соединенных Штатов, наших союзников и партнеров. <…>
Мы давно понимаем важность сотрудничества и единства между союзниками и партнерами для сдерживания российской агрессии. <…>
Давайте проясним, Россия начала эту войну, и Россия является препятствием для мирного урегулирования. Она могла бы начать с уважения суверенитета и территориальной целостности Украины, а мы тем временем будем продолжать делать все возможное для поддержки усилий Украины по развитию потенциала для самообороны и защиты своей суверенной территории».
Но совсем уж непонятно, почему корреспондента программы «Время» так возмутило очевидное и банальное замечание Остина о том, что никакая третья сторона не может иметь права вето при решении вопроса о присоединении какого-либо государства к НАТО.