Выступление Александра Лукашенко перед прессой, «представителями общественности» и экспертами, получившее название «Большой разговор», оказалось действительно большим: оно продолжалось больше 8 часов. По ходу выступления было сказано немало неправды; The Insider выбрал лишь несколько ярких моментов.
1. О президентских выборах 2020 года
— Учитывая, что на календаре 9 августа, предвосхищая журналистский интерес, в том числе и к событиям годичной давности, просто напомню: мы тогда провели подготовку к выборам и сами выборы в условиях тотальной гласности и демократизации политической жизни. Разница была лишь в том, что одни готовились к справедливым и честным выборам, а другие, призывающие „долбить власть”, к перевороту.
«Гласность и демократизация» по-лукашенковски выглядели так: уже в первый день досрочного голосования, 4 августа, правозащитники отметили больше 2000 нарушений. Независимых наблюдателей не пускали на избирательные участки и задерживали за то, что они якобы мешали работе избиркомов. Количество наблюдателей на каждом участке в основной день голосования по решению Центризбиркома было уменьшено до 5 человек.
Наблюдателям не предоставляли протоколы; число проголосовавших не совпадало с цифрами из протоколов, на некоторых участках подсчитанных голосов оказывалось вдвое больше, чем реально пришедших голосовать. На нескольких участках в Минске явка превысила 100%. На зарубежных участках выстроились огромные очереди желающих голосовать, и далеко не все успели до окончания работы участков. Были сообщения, что избирателям, носившим белые браслеты — символ протеста, — выдавали бюллетени, на которых стояла незаметная точка, из-за которой при обработке бюллетень оказывался недействительным. На одном из участков в Минске зафиксировали на видео момент, когда секретарь УИКа выносила пакеты, скорее всего, с бюллетенями, по приставной лестнице из окна второго этажа, причем ей помогал милиционер.
Накануне выборов прошли жесткие задержания сторонников Светланы Тихановской и участников оппозиционной акции «Велопробег солидарности». В день выборов в Минске задержали журналистов российского независимого телеканала «Дождь».
Евросоюз официально признал выборы сфальсифицированными и не считает Лукашенко законным президентом.
2. О падении ВВП
— В прошлом году падение мирового ВВП в отдельных, в том числе ведущих, странах было колоссальным. Мы, по-моему, 0,1% или 0,2% всего лишь потеряли в прошлом году к предыдущему. То есть у нас в прошлом году был очень высокий уровень. И к этому высокому уровню года мы сегодня приросли — примерно 3,5%. Для нас это хорошие показатели. Понятно: все, что происходит, во многом обусловлено внешними факторами и внутренними. На внешних рынках цены на продукты, на другие виды товаров выросли значительно. А поскольку мы не закрылись в прошлом году, у нас достаточно было товара, чтобы на рынке предложить к этому спросу наш товар по высоким ценам. Поэтому мы получили хороший результат.
В действительности, по информации системы баз данных Knoema, в 2020 году ВВП Белоруссии сократился по отношению к уровню 2019 года на 6,54%. Для сравнения, в США он снизился на 3,49%, в Великобритании — на 4,32%, в Германии — на 1,52%, во Франции — на 4,35%, в особенно сильно пострадавшей от первой волны пандемии Италии — на 5,99%, а в Китае вырос на 2,67%. Неплохим белорусский результат выглядит разве что в сравнении с российским, где ВВП уменьшился на 12,77%.
3. О белорусском экспорте и импорте
— Не было бы счастья, да несчастье помогло. Во всем мире, особенно в нашей братской России, на постсоветском пространстве, Украине и так далее, люди еще раз увидели белорусскую продукцию. Особенно продукты питания. Мы наторговали за полгода около $3 млрд на продуктах питания и планируем в этом году превзойти $6 млрд. Но это не главный наш товар. То есть у нас было что при дефиците предложить миру. И мир купил. Ну, естественно, рост объемов. При таком спросе рост объемов нас просто спас. В том числе и в плане внешнего сальдо платежного баланса. Оно у нас положительное.
По данным портала TrendEconomy, экспорт из Белоруссии в 2020 году уменьшился на 11,45%. Это мало похоже на «рост объемов». Что же касается «не главного товара», строго говоря, это так: по информации Белстата, продукция химической промышленности в 2020 году составила 19,8% белорусского экспорта, а продукты и сельхозсырье — только 19,7%. Но вот с внешним сальдо Лукашенко опять ошибся: в 2020 году страна экспортировала товаров на $29 179 441 000, а импортировала — на $32 677 433 100.
4. О ВОЗ и белорусском методе борьбы с пандемией
— Беларусь была единственной страной, которая пошла на такой шаг, предоставила экспертам ВОЗ доступ в учреждения здравоохранения. По итогам этого визита специалисты ВОЗ, пусть и непублично, но между собой признавали: о том, как организована медпомощь в Беларуси, надо говорить на Западе, чтобы об этом слышали те, кто критикует Президента, потому что уровень лечения и безопасности по борьбе с ковидом в Беларуси — беспрецедентный. Мы отказались от локдауна, нас били, молотили, как только хотели, нас критиковали все, только ленивый не критиковал за наши подходы. Вы можете сказать: в чем разница? Разница, уважаемые друзья, в отношении к людям.
После прошлогоднего апрельского апрельского визита экспертов ВОЗ Лукашенко высказывался несколько менее позитивно:
— Они [ВОЗ] к нам любви не питают. Это международная организация, у которой достаточно всегда политики. Они прошлись везде, пошли даже в палаты, чего я не ожидал. Они нам много советовали, вплоть до карантина, возможно, комендантский час.
На сайте ВОЗ приведено мнение главы побывавшей в Белоруссии группы экспертов Патрика О'Коннора:
«Масштабные меры в области общественного здравоохранения, включая физическое дистанцирование, могут помочь предотвратить и замедлить распространение вируса. Медицинские учреждения могут употребить это время на то, чтобы подготовить ресурсы — медицинских работников, койко-места, изолированные палаты, отделения реанимации и интенсивной терапии и средства защиты, — необходимые для работы в условиях роста числа инфицированных».
Доктор О'Коннор рекомендовал Белоруссии ввести такие меры, как перенос крупных мероприятий, в том числе спортивных, религиозных и культурных, помещение на карантин всех, кто контактировал с пациентами, у которых подтвердился диагноз COVID-19, и кто мог взаимодействовать с носителями вируса, внедрение возможностей дистанционной работы, дистанционного обучения в школах, университетах и других образовательных учреждениях, а также приостановление работы предприятий, не оказывающих основных услуг, сокращение передвижений без уважительной причины, особенно для тех, кто входит в группу риска. Ничего из этого сделано не было.
По информации хакерской группы «Киберпартизаны», взломавшей белорусскую систему «Паспорт», официальные данные о смертности в Белоруссии сильно занижены. Избыточная смертность за полтора года пандемии оказалась в 14 раз больше, чем сообщали власти. Редакция канала «Настоящее время» проверила достоверность этой информации и обнаружила, что ни один из попавших в случайную выборку граждан, значившихся в файлах «Киберпартизан» как умершие, не подавал признаков жизни в соцсетях, а на страницах многих из них опубликованы соболезнования. При этом до начала пандемии данные, обнаруженные хакерами, практически не расходились с официально опубликованными.
5. О политическом прошлом бегуньи Кристины Тимановской
— Даже зная о БЧБ-шном прошлом Тимановской, тем не менее в конце 2020 года было принято решение о назначении ей президентской стипендии. Более того, она была включена в состав национальной олимпийской команды. А знаете, почему включили? МОК накатил и рекомендовал нашим. И мы семерых таких по их требованию включили — таких, которых вообще не видно там было, их нельзя было включать. И они еще на меня накатывают?
БЧБ — это означает бело-червоно-белый, цвета старого государственного флага Белоруссии, ставшего главным символом протестного движения. Но Тимановская, находясь в польском посольстве в Токио, где ожидала решения о предоставлении ей убежища, заявила:
— Я не принимала участия ни в каких протестах, никогда не говорила о политике, и даже здесь эта ситуация не касалась политики. Эта ситуация касалась только ошибки нашего руководства, которую они допустили здесь, на Олимпиаде. Поэтому я не думала, что эта ситуация может привести к политическому скандалу.
Этим словам вполне можно доверять: скрывать участие в протестах ей было незачем, принадлежность к белорусскому оппозиционному движению только улучшила бы отношение к ней польских властей.
Высказывание Лукашенко о том, что МОК требовал включить в команду конкретных спортсменов, да еще и не показывающих высоких результатов, в комментариях не нуждается.
6. О праздничных выходных днях
Президент также рассказал, почему 17 сентября, новый государственный праздник — День народного единства, — решил не объявлять выходным днем.
— Это по Конституции Президент определяет — праздничные, выходные дни. Но давайте честно: я проехал много стран — столько выходных, как у нас, нет нигде. И в России тоже: вы там как начинаете с Нового года — беда для нас.
В Белоруссии десять праздничных выходных дней:
1 и 2 января — Новый год;
7 января — Рождество Христово (православное Рождество);
8 марта — День женщин;
1 мая — Праздник труда;
9 мая — День Победы;
11 мая (по календарю православной конфессии) — Радуница;
3 июля — День Независимости Республики Беларусь (День Республики);
7 ноября — День Октябрьской революции;
25 декабря — Рождество Христово (католическое Рождество).
В США их ровно столько же, как, например, и в Нидерландах. В Италии общенациональных праздников 11, но каждый регион может добавить к ним один местный. Во Франции их 12, хотя на государственном уровне установлен только один — День труда, — а остальные определяются коллективными соглашениями между союзами предпринимателей и работниками. В России праздничных выходных 14, включая новогодние каникулы. Впрочем, все эти страны заметно отстают от лидеров — Камбоджи (28 выходных дней), Ирана (26), Шри Ланки и Мьянмы (по 25), Азербайджана и Ливана (по 19), Колумбии (18), Армении, Грузии и Танзании (по 17).