RT в статье под заголовком «„Киев опять на волне медийности”: в России отреагировали на требование Украиной оправданий в Гаагском суде» пишет:
«Замглавы МИД Украины Елена Зеркаль потребовала от Москвы оправдаться по иску о финансировании терроризма и представить доказательства своей непричастности. Такие заявления прозвучали после того, как Международный суд ООН всего лишь перевел иск украинской стороны о якобы нарушении Москвой двух международных конвенций — о борьбе с финансированием терроризма и о ликвидации всех форм расовой дискриминации — на этап рассмотрения спора по существу».
Материалы аналогичного содержания опубликовали РИА «Новости», «Газета.ru», Lenta.ru, «Царьград», «Взгляд» и другие.
В действительности в заявлении Зеркаль не содержится никаких требований к России. Выступая на брифинге по поводу решения Международного суда ООН по иску Украины к России, Зеркаль говорила о том, что теперь России придется оправдываться перед обвинениями в финансировании терроризма и расовой дискриминации в Крыму:
«Нарушения должны быть известны всему мировому сообществу, и Россия уже сейчас должна оправдываться и доказывать, что она предотвращала и не допускала финансирования терроризма своими гражданами. <…> Почему это важно? Потому что в своем меморандуме, который РФ должна представить в следующем году, они уже обязаны доказывать, что принимали меры для того чтобы обеспечить недопущение».
Решение, которому был посвящен брифинг, — не «всего лишь переход к рассмотрению по существу». Украина подала иск к России еще в январе 2017 года в связи с предполагаемыми нарушениями Конвенции о борьбе с финансированием терроризма (подразумевая поддержку сепаратистских режимов Донбасса) и Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (имея в виду нарушения прав крымских татар в аннексированном Крыму).
В 2018 году Украина подала в Международный суд свой меморандум по этому иску, состоящий из 29 томов. После этого суд мог бы перейти к рассмотрению иска по существу, если бы не позиция России, которая заявила, что дело не подсудно Международному суду, так как Украина неправильно трактует понятие терроризма, а доказательств причастности России к упоминаемым в иске событиям нет. Кроме того, по мнению российской стороны, Украина не выполнила процедурные условия — не попыталась решить возникшие разногласия посредством переговоров или арбитража.
«Производство по делу Украины против России должно быть прекращено по причине отсутствия юрисдикции у Суда», — настаивал в ходе слушаний в Гааге российский представитель, посол по особым поручениям Дмитрий Лобач. «Украина не выполнила процедурные условия для обращения в Суд. Ее попытки обойти эти предварительные условия не только не соответствуют Конвенции, но также пагубны для режима Конвенции и для защиты закрепленных в ней прав», — утверждал другой представитель России, замдиректора департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД Григорий Лукьянцев. Он также заострял внимание на том, что Украина, обвиняя Россию в нарушении прав крымских татар, сама «занимается дискриминацией русскоязычного населения». По мнению российских представителей, Украина пытается использовать суд для достижения своих политических целей.
Решение суда от 8 ноября означает, что возражения России признаны необоснованными. Переход процесса в фазу рассмотрения по существу — серьезная промежуточная победа Украины. Зеркаль назвала это «победой со счетом 5:0 на поле, которое всегда было полем россиян, — поле международного права и дипломатии».
На быстрые результаты рассчитывать не приходится; скорее всего, рассмотрение иска растянется на несколько лет.