Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD96.95
  • EUR106.42
  • OIL76.92
Поддержите нас English
  • 1328
Политика

Прощается, но не уходит. Что будет с Британией после провала голосования по Brexit?

Палата общин британского парламента отвергла подготовленное Лондоном и ЕС соглашение по выходу Великобритании из ЕС. «За» проголосовали 202 депутата, «против» — 432. В среду вечером депутаты могут вынести вотум недоверия правительству страны. Екатерина Кузнецова объясняет, почему парламент выступил резко против соглашения, предложенного Мэй, и чем грозит Великобритании промедление в вопросе Brexit.

То, что парламент отклонит предлагаемое соглашение по Brexit, было ожидаемо. Первыми признаками того, что это могло случиться, стала отставка двух ключевых министров правительства Мэй. Это случилось, когда премьер-министр как раз объявила о намерении согласиться на предложенный вариант сделки. Теперь же надо посмотреть, переживет ли сама Тереза Мэй голосование о доверии правительству, назначенное на ближайшее время.

В целом наблюдатели со всех сторон, не только в Великобритании, говорили о том, что план, который предложен Мэй и Европейским союзом, крайне невыгоден для страны. По сути он лишает Великобританию права голоса в Европейском союзе, но фактически с правовой стороны вопроса сохраняет ее в орбите решений ЕС. Это такая ситуация, когда у тебя нет права голоса, но ты обязан подчиняться принимаемым решениям. Такой расклад не является чем-то немыслимым. Например, подобным образом живет Норвегия, которая по ряду внутриполитических и экономических причин остается за пределами Европейского союза, является чистым донором ЕС, но права голоса в органах принятия решений не имеет. Та сделка, которую предложила Тереза Мэй, лишает Великобританию суверенитета и обесценивает идею Brexit.

Предложенный план Brexit означал, что у Британии нет права голоса в ЕС, но она обязана подчиняться принимаемым решениям

Если правительству Мэй все-таки будет вынесен вотум недоверия, то будет запущена череда внутриполитических процессов, не очень приятных для Великобритании. Они еще больше дестабилизируют ситуацию внутри страны — прежде всего внутриэкономическую, и так неспокойную. Новые выборы, соответственно, новое правительство — это нервы, непонимание, просто анархия. И здесь возникает вопрос: а будет ли в этой ситуации приостановлен процесс выхода из Европейского союза, который назначен на конец марта? Если Великобритания подаст такую заявку, то скорее всего переходный период будет продлен. В этом случае Европейский союз как раз заинтересован в том, чтобы либо это решение было пересмотрено, либо было достигнуто какое-то соглашение. Но это не является для него столь же критически важным вопросом, как для Великобритании.

Поэтому Лондону жизненно важно как можно скорее выбрать какой-то план действий, проект достижения соглашения с Европейским союзом. От этого зависят не только отношения с ЕС и в целом экономический статус Великобритании, но и возможность начать переговоры с другими странами, которые для нее по крайней мере настолько же важны, как Европейский союз, — например, с Соединенными Штатами. Дело в том, что нынешняя сделка с ЕС предусматривает, что до конца переходного периода Великобритания не может вести переговоры о новых торговых соглашениях с другими странами. Это очень серьезно ограничивает суверенитет Великобритании и негативно влияет на ее экономические перспективы, которые уже ухудшаются, например, растет инфляция. Нестабильность валюты и неясность перспектив заставляет инвесторов занимать выжидательную позицию.

Либо Великобритания выйдет из ЕС без заключения сделки, либо пройдет повторный референдум по Brexit, либо же Лондон вернется к переговорам с Европейским союзом. Из этих вариантов более вероятны первый и третий. Если Великобритания выйдет из ЕС без сделки, то это случится по очень жесткому сценарию.

Во-первых, Великобритания продолжает выполнять свои договоренности о выходе из ЕС, в основном финансового плана, связанные с бюджетом, с пенсионными фондами. Потому что понятно, что многие британские граждане годами работали в ЕС и получали там пенсии, так же, как и многие европейцы работали в Великобритании, получали пенсии там. И сейчас, когда они достигнут пенсионного возраста, они захотят получить часть этих денег.

Во-вторых, если Великобритания выходит из ЕС без сделки, технически она выходит из единого рынка, из единого правового пространства. Европейский суд перестает быть главной судебной инстанцией для Великобритании. Соответственно, нормы Европейского союза больше на нее не распространяются. Восстанавливается физический контроль на границах, то есть прекращается свобода передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Условно говоря, Великобритания становится по отношению к Европейскому союзу приблизительно такой же страной, как Россия.

То есть выход без сделки — это худший сценарий, но этого никто не хочет: ни Европейский союз, который все-таки заинтересован в том, чтобы иметь свободный рынок с пятой экономикой мира, ни Великобритания, потому что Европейский союз — это основной торговый партнер не только для товаров, но и, что более важно, для услуг — банки, страховщики, финансовый сектор в целом.

Принять эту сделку, с другой стороны, тоже крайне невыгодно Великобритании. Она, например, предполагает, что граница между Северной Ирландией и Ирландией остается открытой для товаров, капиталов, услуг и может быть закрыта только по решению Европейского союза. По сути ЕС остается в крайне привилегированном положении. Поэтому с точки зрения сторонников Brexit эта сделка — действительно щелчок по носу, нарушение суверенитета, неуважение и т. д. Они хотели выйти из-под юрисдикции суда Европейского союза, но при этом сохранить все экономические блага. Так вот, оказалось, что в странах ЕС так не бывает.

Европейский союз сейчас занимает выжидательную позицию. Ситуация, при которой страна может выйти из ЕС без особых последствий, для него очень невыгодна, потому что это может создать эффект домино: если другие страны увидят, как Великобритания вышла из ЕС с выгодной сделкой, то зачем оставаться в Европейском союзе, если можно сделать то же самое? И это особо опасно для зоны евро. Великобритания в зоне евро не была, поэтому здесь ущерб минимален. А вот другие страны, которые могут выйти, своим решением очень негативно повлияют на европейскую валюту.

ЕС сейчас находится в выигрышном положении, потому что в его полномочиях предложить Британии сделку, а Британия может либо согласиться, либо отказаться. Если она отказывается, как сейчас, то уходит на очередной круг политической нестабильности. Политическая нестабильность для Великобритании равна экономической нестабильности. Поэтому Европейский союз пока может подождать и потянуть время, его ничто не ограничивает.

То, как финансовые рынки отреагировали на исход вчерашнего голосования, может повлиять в целом на атмосферу, в которой будет проходить голосование о вотуме недоверия. Влияние будет не прямым, а косвенным. Если будет ухудшаться ситуация на рынках, то в целом общественное мнение будет более расположено к сделке.

Прецеденты, когда референдум проводили повторно и во второй раз жители страны голосовали иначе, есть — как раз относительно ратификации соглашения о вступлении в Европейский союз. Например, подобное происходило с Лиссабонским договором, который Ирландия ратифицировала только в 2009 году. В ЕС пошли на некоторые уступки ирландцам, подождали, пока спадет антиевропейская эйфория, и потом через год-полтора провели повторный референдум.

Поэтому сейчас обсуждается в таком контексте возможность повторного референдума. Пока эта тема для британцев психологически неприемлема. Но то, что она уже обсуждается, — очень хороший сигнал.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari