Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.43
  • EUR109.01
  • OIL74.35
Поддержите нас English
  • 472
Переводы

The Atlantic: Типология тайных встреч команды Трампа с россиянами — от стандартных до крайне подозрительных

Обозреватель The Atlantic Ури Фридман проанализировал встречи Дональда Трампа и важнейших представителей его команды с российскими официальными лицами. Какие-то из этих контактов кажутся вполне безобидными, какие-то подозрительными, но объединяет их одно — американская сторона пыталась их скрыть. The Insider предлагает полный перевод статьи.

Мы знаем, что у Дональда Трампа и его главных помощников было немало встреч с российскими официальными лицами. Некоторые из этих встреч были вполне обычными (натянутый визит госсекретаря Рекса Тиллерсона в Москву после американских ракетных ударов по Сирии), некоторые — необычными (когда Трамп в Овальном кабинете раскрыл россиянам деликатные разведданные, касающиеся борьбы с терроризмом), а некоторые совершенно ставят в тупик (встреча с Путиным, на которой Трамп то ли принял, то ли не принял его заверения в том, что Россия не вмешивалась в президентские выборы 20116 года). Мы знаем об этом, потому что и американское, и российское государство сообщали о факте этих встреч, если не об их подробностях.

Но есть другая разновидность встреч между командой Трампа и Кремлем — те, о которых не сообщали публично, пока о них не узнали журналисты. К этой категории, которая становится все более обширной, принадлежит вторая беседа Трампа с Путиным во время саммита G20 в Гамбурге, о которой стало известно во вторник. И именно это, а не то, что президент США поговорил с российским коллегой за обедом, и даже не то, что при разговоре не присутствовал никто, кроме Трампа, Путина и российского переводчика, главная причина считать, что встреча была важной. Это ключевая и наиболее озадачивающая тема, связанная с многочисленными российскими встречами команды Трампа — от, возможно, вполне банальных до потенциально зловещих, со времен избирательной кампании до нынешних дней. Вот краткий справочник по всевозможным разновидностям встреч, о которых Трамп и его партнеры по каким-то причинам не упомянули вовремя.

Потенциально противозаконные

Встреча Дональда Трампа-младшего с российским адвокатом, июль 2016 года. Президент и его защитники стремятся представить встречу его сына с Натальей Весельницкой в Trump Tower как обычную политику. Но почтовый ящик Трампа-младшего свидетельствует о другом. Согласившись на визит человека, которого в электронной переписке назвали «адвокатом российского правительства», с компроматом на Хиллари Клинтон, собранным в рамках кремлевской «поддержки Трампа», Трамп-младший продемонстрировал готовность участвовать в попытках российского государства вмешаться в президентские выборы в США — даже если Весельницкая, как он утверждает, в конечном счете так и не передала ему обещанное. Этот эпизод не доказывает сговора между штабом Трампа и российским государством, но сейчас это самое убедительное доказательство того, что люди в орбите Трампа были готовы рассмотреть такой вариант. И даже тогда, когда Трамп-младший признал, что встреча была, пытались скрыть, что в ней участвовали и другие, в том числе российско-американский лоббист и российско-американский бизнесмен, которого в США подозревали в отмывании денег, хотя обвинение ему так и не предъявили. Возможно, соглашаясь на эту встречу, Трамп-младший нарушил американские законы, запрещающие участникам политических кампаний запрашивать или получать что-либо ценное от иностранных граждан; в момент публикации данной статьи происходит важная юридическая дискуссия по этому вопросу.

Подозрительные

Телефонный звонок Майкла Флинна российскому послу, декабрь 2016 года. Когда появились сообщения о том, что будущий советник Трампа по национальной безопасности обсуждал с российским послом в США санкции, — примерно тогда же, когда администрация Обамы ввела санкции против России по причине ее вмешательства в президентские выборы, — возникли вопросы о том, не нарушил ли Флинн Акт Логана — неясно сформулированный и никогда не применявшийся на практике закон, который запрещает частным лицам заниматься внешней политикой без одобрения государства. Но самые важные вопросы в связи с контактами Флинна касались не их законности, а того, что он обманул американских чиновников, утверждая, что контактов не было (из-за этого Флинна в конечном счете уволили), и того, могли ли россияне шантажировать важнейшего помощника президента по национальной безопасности.

Встреча Джареда Кушнера с российским послом, декабрь 2016 года. Незадолго до инаугурации Трампа Флинн и зять президента Джаред Кушнер, как сообщали, встретились в Trump Tower с российским послом Сергеем Кисляком, который позже разговаривал с Флинном о санкциях. Как писал Кисляк в своем сообщении в Москву, о котором впервые рассказала The Washington Post, Кушнер выдвинул идею установить коммуникационный канал между переходной командой Трампа и российским государством, который предполагалось держать в тайне от американского государства, используя возможности российской дипломатической миссии. В том, что будущая президентская администрация устанавливает секретные каналы связи с иностранными государствами, нет ничего необычного, к тому же канал, о котором говорили Кушнер и Кисляк, по-видимому, так и не был установлен. Но этот случай делает подозрительным то, что Кушнер не сообщил об этом контакте, когда проходил проверку на благонадежность, и то, что никто так и не объяснил, зачем переходной команде Трампа понадобились такие экстраординарные меры. Как сказал The Atlantic бывший агент ФБР Клинт Уоттс, «какую информацию команда Трампа хотела скрыть от американской разведки? Идея воспользоваться дипломатическими каналами российской миссии, чтобы уйти от наблюдения, — это либо серьезная попытка что-то скрыть, либо действия неопытного любителя».

Необычные

Вторая беседа Трампа с Путиным, июль 2017 года. Сообщают, что у Трампа была продолжительная беседа с Путиным и его переводчиком во время обеда с мировыми лидерами на саммите G20 в Гамбурге в начале этого месяца. То, что разговор проходил в настолько узком кругу, необычно для американских президентов, но не беспрецедентно. Мой коллега Дэвид Грэм пишет: «Гарри Обст, работавший переводчиком при семи президентах, рассказал мне, что Ричард Никсон тоже иногда встречался с зарубежными лидерами без американского переводчика, потому что не доверял Госдепартаменту, обеспечивающему программу перевода, и опасался, что переводчики передадут информацию госсекретарю. У Трампа иногда замечали параноидальные тенденции, и первую встречу в Гамбурге он, как сообщают, тоже решил провести в узком кругу, чтобы минимизировать возможность утечек». Один из сотрудников администрации рассказал The Washington Post, что Трамп встречался наедине и с другими лидерами, в том числе с президентом Франции Эммануэлем Макроном и премьер-министром Индии Нарендрой Моди.

Эту встречу делает интересной то, что она произошла в то время, когда набирает обороты расследование связей избирательного штаба Трампа с Россией, и первоначально американское государство официально о ней не сообщало, в отличие от первой встречи Трампа и Путина на том же саммите. И все, что об этом известно, — это лишь сам факт разговора. Содержание беседы двух лидеров может быть совершенно безобидным, а может и не быть — с американской стороны нет никакой информации о том, что там говорили.

Стандартные?

Встречи Джеффа Сешнса с российским послом, июль и сентябрь 2016 года. Как главный советник Трампа во время избирательной кампании, Джефф Сешнс, ныне генеральный прокурор, дважды встречался с Кисляком. Первой была короткая встреча на мероприятии с участием нескольких десятков иностранных послов, устроенном одним из экспертных центров во время съезда Республиканской партии, второй — в кабинете Сешнса в Сенате. Сешнс и его сторонники утверждали, что такие встречи совершенно нормальны для сенатора, это его работа в Вашингтоне. И в нормальной ситуации это был бы вполне естественный аргумент. Но против него работают два фактора. Во-первых, как писала Юлия Иоффе, Сешнс стал часто встречаться с иностранными представителями после того как стал советником избирательного штаба Трампа по внешней политике, а это свидетельствует о том, что он проводил встречу как участник кампании, а не как сенатор. Во-вторых, Сешнс не сообщал об этих контактах, пока о них не написала пресса.

Трамп и его союзники подчеркивали, что в их встречах с иностранными представителями нет ничего неправильного, в особенности с представителями той страны, с которой Трамп явно считает возможным заключить выгодные для Америки соглашения. И для нескольких упомянутых в этой статье встреч есть множество прекрасных объяснений. Но в чем причина, по которой ни об одной из них старались не говорить?

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari