От комплиментов Вашингтон и Москва перешли к обмену резкими заявлениями о недавнем разгоне протестных акций в России, гибели гражданского населения в Ираке и продлении американских санкций, пишет в Politico Майкл Кроули. The Insider предлагает полный перевод статьи.
Несколько месяцев у президента США Дональда Трампа ушло на попытки установить контакт с президентом России Владимиром Путиным, но теперь администрация Трампа обменивается с Москвой резкими дипломатическими заявлениями, и перспективы стратегического альянса между двумя странами становятся все более тусклыми.
В понедельник пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер начал свой брифинг с заявления, где говорится, что США «решительно осуждают» задержание сотен россиян, включая главного критика Путина Алексея Навального, последовавшее за разгоном мирных антикоррупционных акций по всей стране.
Жесткий тон заявления удивил некоторых «ястребов», сомневавшихся, что Трамп, который всегда избегал критических высказываний о Путине, позволит своей администрации осудить действия Москвы. Во время президентской кампании Трамп часто обещал стремиться к установлению дружеских отношений с Москвой, но в последние недели высказывания президента стали менее дружелюбными — на фоне интенсивного расследования связей его избирательного штаба с Россией.
Эксперты говорят, что Трамп очень чувствителен к критике его внутренней политики со стороны американцев, а президента России могло рассердить выражение осуждения. Но остается неясным, отражает ли заявление Белого дома тщательно продуманную политику США. Должности руководителей российского направления в Госдепе и Пентагоне все еще вакантны. По словам представителя Белого дома, новый директор по России Совета национальной безопасности США — политолог из Брукингского института Фиона Хилл — еще не приступила к своим обязанностям.
Тем временем становится все более резкой кремлевская риторика в отношении администрации Трампа, недавно предпринявшей шаги, которые в Москве восприняли как враждебные интересам России.
В субботу представитель Министерства иностранных дел России обрушилась на введенные администрацией Трампа санкции против компаний, ведущих бизнес в Сирии, Иране и Северной Корее, — под ограничения попали восемь российских компаний. В заявлении, опубликованном Марией Захаровой в Facebook, говорится, что шаг американской администрации вызывает «недоумение и разочарование».
Захарова заявила, что действия США «подрывают перспективы налаживания многостороннего взаимодействия» с целью совместной борьбы с терроризмом. «Вашингтон опять идет на поводу у тех, кто сделал своим основным занятием последовательное разрушение российско-американского сотрудничества», — написала она.
В понедельник, вскоре после заявления Спайсера, глава российской дипломатии внезапно отреагировал на сообщения о том, что 17 марта около двухсот мирных жителей иракского города Мосула погибли в результате авиаудара.
Министр иностранных дел Сергей Лавров назвал сообщение об авиаударе пугающим и потребовал провести в ООН специальный брифинг по этому поводу. По его утверждению, опубликованному на сайте МИДа, уже после 17 марта в контролируемом ИГИЛ городе «было немало инцидентов, в результате которых гибли гражданские лица».
Лавров, следуя стандартному российскому сценарию с выдвижением обвинений против тех, кто обвиняет Москву, также заявил, что совместное американо-иракское наступление на Мосул с целью освобождения его от ИГИЛ было более жестоким, чем недавняя российско-сирийская военная операция в сирийском Алеппо. «С самого начала операции по освобождению Мосула мы внимательно следили за тем, как она идет, потому что помнили, как «наседали» на нас некоторые западные коллеги, когда проходила операция по освобождению Восточного Алеппо», — сказал министр.
Лавров настаивал, что Россия, которую многие осуждают за жестокую тактику, в том числе авиаудары по больницам и гуманитарным объектам, на самом деле защищала мирных жителей Алеппо, открыв «коридор», по которому боевики могли покинуть город, и уменьшив интенсивность военных действий в этом районе.
Он призвал к тому, чтобы коалиция проявила такой же «корректный, осторожный и ответственный подход» в своих дальнейших действиях в Мосуле (тем временем и американские, и иракские военные начали расследовать обстоятельства удара по Мосулу 17 марта).
«Не думаю, что кому-нибудь в Пентагоне нравится, когда русские читают им нотации по поводу того, что произошло в Мосуле, — сказал бывший советник президента Билла Клинтона по России Эндрю Вайс. — К сожалению, это часть знакомого российского сценария, которым снова и снова пользуются Путин, Лавров и другие».
Американские разведчики считают, что Путин вмешался в президентские выборы 2016 года отчасти для того, чтобы отомстить бывшему госсекретарю Хиллари Клинтон, которая в 2011 году открыто поддержала масштабные уличные акции протеста против Путина.
Пока официальные заявления администрации Трампа, связанные с Россией, в основном следуют курсу, проложенному администрацией Обамы. Можно предположить, что американские чиновники следуют старым инструкциям в ожидании новых политических решений.
Более детальная информация может появиться в пятницу, когда госсекретарь Рекс Тиллерсон прибудет в Брюссель на встречу министров иностранных дел стран НАТО; Россия там определенно будет главной темой. Первоначально Тиллерсон собирался пропустить эту встречу, что вызвало беспокойство среди союзников по НАТО, которых волнует отношение Трампа к обязательствам по европейской безопасности.