Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.26
  • EUR99.71
  • OIL87.33
Поддержите нас English
  • 39
Мнения

Вацлав Радзивинович: Польская молодежь говорит "нет" мракобесам из партии власти

Еврокомиссия уже сегодня может ввести внутриевропейские санкции в отношении Польши, поскольку президент Польши Анджей Дуда все-таки подписал законопроект о реформе судебной системы, на который обещал наложить вето и который позволяет министру юстиции -- генпрокурору назначать и снимать с должностей судей. Многие в Польше уверены, что это уничтожит независимость судов, и поэтому выходят на уличные акции протеста. Журналист независимой польской газеты Gazeta Wyborcza Вацлав Радзивинович рассказал The Insider, кто участвует в таких демонстрациях, зачем реформа судов нужна правящей партии и какие черты польский парламентский «бешеный принтер» позаимствовал у коллег из России.

Президент Анджей Дуда наложил вето на два закона из трех, реформирующих судебную систему Польши. Но тот, который он подписал, дает министру юстиции (а сейчас это твердолобый, очень консервативный политик) право менять всех председателей областных и районных судов. Фактически министр сможет в одностороннем порядке провести гигантскую кадровую чистку.

Но за плечами протестующих две важные победы - президентское вето на законы о Верховном суде и Национальном судейском совете. Оно стало огромной радостью и сюрпризом для многих, в том числе и для меня, ведь решение Дуды вызвало переполох в лагере партии власти, который до сих пор казался монолитным. У них было все -- большинство в Сейме, Сенате, у них был свой президент, правительство, свой конституционный суд (его развалили год назад).

Казалось, что они получат свое несмотря ни на что, но вышло иначе - президент показал себя самостоятельным политиком. До сих пор центр власти был только один – Ярослав Качинский, председатель партии «Закон и справедливость», простой депутат Сейма.  И вдруг появился второй центр, который наложил вето на решение первого, и в понедельник этот раздрай стал очевиден всем полякам.

На телевидении должен был выступать с посланием к народу президент. Внезапно первой в эфире появилась премьер-министр Беата Шидло, верный солдат Качинского, и только потом дали слово Дуде. Они сделали два противоречивых заявления, что и подтвердило наличие сильнейшего внутреннего конфликта в партии.

В последние дни в Варшаве шли огромные демонстрации, люди ликовали, страх уходит. До сих пор власть запугивала поляков - люди, близкие к партии «Закон и справедливость», угрожали журналистам: «Мы сейчас разберемся с судебной системой, а потом, журналюги, мы до вас доберемся, и вы все будете сидеть». Но оказалось, что у них в руках нет бесконечных возможностей, что они уступают протестующим. Министры при этом утверждают, что нет никаких протестов, что толпы на площадях - это просто гуляющие туристы. Поэтому сейчас такие «прогулки» стали очень модными - мы зажигаем свечи и лампады и прогуливаемся. Зреет идея, что надо протестовать до тех пор, пока не будут назначены новые выборы.

Партию власти в Польше поддерживает треть населения. Это железный консервативный ультракатолический электорат,  живущий, прежде всего, на востока страны, на территориях, которые во время разделов Польши принадлежали России. Еще треть граждан поддерживают оппозицию - «Гражданскую платформу» и другие партии; оставшаяся треть выступает за разные партии левого толка, это такая сборная солянка без выраженного представительства в парламенте.

Расклад этот не меняется уже давно, железный электорат всегда остается с популистами, консерваторами, но в данном случае важно не количество, а качество этого электората. Протесты нарастают, при этом какой-то реакции от сторонников партии власти нет совсем, спонтанных проправительственных демонстраций не происходит.

Такое же явление можно наблюдать в странах Прибалтики, где живет сильное русское меньшинство, но ему не хватает организованности. Как российская власть, так и наша не умеют работать с гражданскими общественными структурами. Возможно, они боятся везти людей из глубинки для поддержки Качинского, помня, как это было с донецкими шахтерами на Майдане. Те приезжали в Киев и угрюмо стояли на площади, потом покупали киевские торты и ехали обратно. В их сердцах была поддержка Януковича, но они никак не умели ее проявить, разве что устроив погром.

Протестная аудитория в Польше очень молодая -- раньше я чувствовал себя юным в группе манифестантов, а теперь я самый старый, протесты стали модными и креативными. Молодежь почувствовала, что надо противостоять старым порядкам, и эта тенденция однозначно ведет к тому, что у партии власти, по крайней мере, будут проблемы, и, может быть, весьма серьезные.

Президент Дуда - настоящий черный ящик. В связи с ним я часто вспоминаю Виктора Шендеровича и его программу «Куклы». Сейчас в польском интернете появилась аналогичная сатирическая передача под названием «Ухо председателя». Ее центральный персонаж  - человек, похожий на Ярослава Качинского. Он сидит у себя в кабинете и творит, что хочет, а в приемной постоянно сидит человек по имени Анджей (как президент Дуда), которого ни за что не хотят пропускать в кабинет.  Приходят разные посетители, а он сидит, ждет и боится даже постучать в дверь. Секретарша, пани Баща, постоянно забывает имя посетителя и называет его то пан Адриан, то пан Амброзий.

Наложи вето, будь Анджеем, не Адрианом

Вот и на митингах люди орали «Адриан, наложи вето!», отождествляя  Дуду с комическим персонажем из этой передачи. Люди в него не верили, парламент голосовал за антиконституционные законы в темпе «бешеного принтера», по ночам, не принимая никаких поправок. Но если в партии власти найдутся люди, готовые пойти за президентом, он может действительно стать очень сильным центром власти. Для Качинский такой сценарий смертельно опасен.

Несмотря на экономическое благополучие, поляки вышли на защиту демократии, независимости судов, на защиту абстрактных понятий.

Дуда чем-то похож на Медведева, его функция - сохранять пост для Качинского. Однако Польша, в отличие от России, органически не способна терпеть диктатуру. Сейчас в стране отличное экономическое положение, безработица падает, ВВП растет огромными темпами, люди покупают квартиры, машины. То есть в материальном смысле все очень хорошо, но несмотря на это благополучие, поляки вышли на защиту демократии, независимости судов, на защиту абстрактных понятий. Демократию не положишь в карман или в кастрюлю, но для общества она важна. Поляков нельзя обижать, власти обзывали участников протестов бешеными упырями, агентами заграницы. Такая тактика работает в России, а в Польше не работает.

Молодым людям из Польши в Евросоюзе живется очень хорошо. Они привыкли, что можно поехать за границу без паспорта, что можно работать в других странах, что есть свобода, интернет без цензуры и прочее. Они осознают, что антиевропейская политика Польши кончится тем, что нас попросят из ЕС, и очень этого не хотят.

Популисты на Западе - во Франции, Германии, даже Великобритании - начинают проигрывать именно из-за молодежи. Среди молодых британцев очень сильны настроения против Brexit, в Германии популистские движения маргинализировались. И эта волна пришла в Польшу - молодежь говорит «нет» мракобесам из партии «Закон и справедливость». Подход Качинского и его людей к Евросоюзу такой: «Давайте нам деньги и не суйте свой нос в наши дела». Это наивно и по-детски, сейчас внешние контролирующие органы ЕС будут смелее относиться к польским проблемам, получив активную поддержку улицы.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari