Научно-исследовательский флот Федерального агентства научных организаций (ФАНО), Росгидромета и Роснедр пришел в «катастрофическое и кризисное состояние». Как сообщает «Коммерсантъ», об этом заявило Минобороны в докладе о состоянии национальной безопасности РФ в области морской деятельности.
Средний возраст научно-исследовательских судов Росгидромета неограниченного района плавания составил 34 года (за исключением НИС «Академик Трешников»), а возраст пяти судов ограниченного района плавания — 35 лет. С 2013 года из-за отсутствия бюджетных средств ведомству ежегодно приходилось выводить суда из эксплуатации из-за их износа. Оставшиеся НИС «могут полностью прекратить работу в ближайшие годы», что приведет к остановке всех экспедиций по мониторингу внутренних морских вод и территориального моря РФ. В 2016 году ведомство провело 21 морскую экспедицию, в основном по заказам нефтегазодобывающих компаний.
Средний возраст НИС ФАНО (13 судов неограниченного района плавания) также составляет 34 года, техническое состояние - неудовлетворительное. Все суда имеют неэкономичные двигатели, оборудованы маломощными, малопроизводительными техническими средствами. Из-за недостаточной автоматизации судовых систем и механизмов приходится держать увеличенный по сравнению с иностранными аналогами экипаж. В результате невозможно расширять географию и интенсивность морских экспедиций. В 2016 году ФАНО провело 39 научных экспедиций во всех морях РФ и «стратегически важных» районах Мирового океана.
У Роснедр четыре специализированных судна океанского класса общим водоизмещением около 20 тыс. тонн. В 2016 году морские организации ведомства выполнили 15 экспедиций. НИС Роснедр созданы на базе рыболовецких траулеров по техническим требованиям 1970-х годов, а сданы в эксплуатацию в 1980-х. Их средний возраст в 2016 году составлял 28 лет при заложенном сроке эксплуатации 20–25 лет. В 2013–2016 годах суда Роснедр были частично реконструированы, и срок их эксплуатации был продлен на пять—восемь лет, но уже через несколько лет начнется списание.
Для восстановления экспедиционной работы в полном объеме необходимо создавать суда нового поколения. Эту задачу можно решить, если начнет действовать федеральная целевая программа «Мировой океан», которая предусматривает строительство таких судов. В ФАНО отмечают, что с каждым годом научные суда требуют все больших средств на текущие и регистровые ремонты, что уменьшает доступные средства для проведения научных экспедиций. Бюджет на эти цели в 2016 году составил около 900 млн руб., тогда как строительство даже не самого большого научного судна обходится в 4,5–5 млрд руб. и агентство не располагает такими средствами.