Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD78.51
  • EUR90.94
  • OIL73.88
Поддержите нас English
  • 3035
Новости

Танкер российского «теневого флота» прошел в эстонских водах ночью, чтобы избежать задержания. У него не было действительной регистрации

Нефтяной танкер Marathon из российского «теневого флота» постарался пройти незамеченным в исключительной экономической зоне Эстонии. Судя по маршруту судна, он специально дождался ночного времени, чтобы избежать возможной остановки и досмотра. У эстонских властей были на то основания — у танкера не было действительной регистрации, выяснил The Insider совместно с Starboard Maritime Intelligence. Ранее Эстония задержала танкер Kiwala и попыталась остановить судно Jaguar — оба принадлежали российскому «теневому флоту».

Через Балтийское море танкер Marathon проходил 11–13 июня. Перед входом в эстонскую ИЭЗ судно замедлилось и сильно замедлилось примерно на 28 часов, после чего быстро пересекло границы экономической зоны Эстонии перед рассветом — примерно в 4 часа утра (UTC) 13 июня.

Эстонскую экономическую зону Marathon прошел без якорной стоянки, направившись напрямую в сторону России. Во время транзита не было замечено ни посадки, ни присутствия эстонских сопровождающих.

Исключительная экономическая зона — территория за пределами территориальных вод страны, которая находится под ее частичным суверенитетом. Обычно протяженность ИЭЗ составляет до 200 морских миль (примерно 370 км) от берега. Иностранные суда и корабли могут свободно проходить в водах ИЭЗ, в то время как в территориальных водах (до 12 миль от берега или примерно 22 км) разрешен только мирный проход.

AIS — Automatic Identification System (англ.), автоматическая система идентификации морских судов, их положения и курса.

Скриншот: Starboard Maritime Intelligence
Скриншот: Starboard Maritime Intelligence
starboardintelligence.com

Как пояснил The Insider Марк Дуглас, аналитик в области морского ситуационного осведомления Starboard Maritime Intelligence, на подход к Эстонии у судна должно было уйти не более четырех часов, и такое поведение свидетельствует о том, что экипаж судна старался минимизировать свое пребывание в эстонских водах в дневное время, когда местные власти могли высадиться на борт или наблюдать за танкером с воздуха. Ночью высадки на судах, как правило, сопряжены с большими рисками из-за плохой видимости и опасности для абордажных групп. В это время суток к тому же выше риск ошибиться, что может повлечь серьезные дипломатические последствия.

При этом танкер не ускорялся там, где обычно останавливали суда ранее (например, у Таллинна): экипаж скорее рассчитал время, чем надеялся просто быстро «проскочить» эстонские воды.

При этом формально, обращает внимание эксперт, у Таллинна было право остановить танкер. AIS судна транслировал данные о том, что Marathon шел под флагом Камеруна. Однако после того, как судно попало в санкционные списки ЕС, оно лишилось регистрации в Джибути и на тот момент фактически было без флага. Формально это одно из условий, которое разрешает высадку на борт в соответствии с международным правом.

«Выбор времени судном Marathon убедительно свидетельствует о том, что оно стремилось избежать даже возможности законной посадки, осуществляя транзит ночью и не вставая на якорь. Фактически [экипаж] устранил окно для юридических действий», — говорит Дуглас.

15 июня судно зашло в порт Приморск. Судя по данным сервиса Starboard, его осадка там увеличилась — судно «потяжелело», а значит, на него что-то погрузили. 16 июня Marathon покинул порт, его точкой назначения сейчас указан Порт-Саид в Египте. Marathon есть в санкционных списках Великобритании, ЕС и Канады.

За последние два месяца это уже четвертый подобный случай, когда в Балтийское море заходит танкер без какой-либо регистрации.

  • 11 апреля Эстония задержала танкер Kiwala, который входит в российский «теневой флот». Судно шло под флагом Джибути, но оказалось, что танкера нет ни в одном реестре. 26 апреля танкер отпустили после устранения 40 найденных проблем.
  • 14 мая эстонские власти попыталась задержать «гражданское судно» Jaguar. Оно также принадлежит российскому «теневому флоту», выяснил The Insider. Как и в случае с Kiwala, танкер шел без флага.
  • 24 мая в Балтийском море снова появился танкер без регистрации — Falcon. Его поведение также указывало на принадлежность к «теневому флоту» РФ.

Спустя четыре дня после инцидента с судном Jaguar Россия, в свою очередь, задержала танкер, покинувший эстонский порт Силламяэ.

Исключительная экономическая зона — территория за пределами территориальных вод страны, которая находится под ее частичным суверенитетом. Обычно протяженность ИЭЗ составляет до 200 морских миль (примерно 370 км) от берега. Иностранные суда и корабли могут свободно проходить в водах ИЭЗ, в то время как в территориальных водах (до 12 миль от берега или примерно 22 км) разрешен только мирный проход.

AIS — Automatic Identification System (англ.), автоматическая система идентификации морских судов, их положения и курса.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari