Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD78.62
  • EUR89.25
  • OIL64.69
Поддержите нас English
  • 3333
Новости

Швеция начнет искать «теневой флот» за пределами своих территориальных вод — для России становится опасна половина Балтики

Швеция ужесточит проверки страхования иностранных судов из-за «теневого флота» России, чьи суда ходят в лучшем случае с фиктивной страховкой компаний, зарегистрированных в маленьких странах, чья экономика не могла бы себе позволить выплату страхового платежа.

Об этом сообщает Associated Press со ссылкой на правительство Швеции, которое объявило, что с 1 июля береговая охрана и Морская администрация Швеции получат полномочия собирать информацию о страховании не только у судов, заходящих в шведские порты, но и у тех, что проходят через территориальные воды и исключительную экономическую зону страны (ИЭЗ).

«Это дает Швеции и нашим союзникам важную информацию о судах, которую можно использовать в качестве основания для включения в санкционные списки других судов теневого флота», — заявил премьер-министр Ульф Кристерссон.

Как пояснил The Insider морской эксперт на правах анонимности, обычно информацию о страховке требуют только от судов, заходящих непосредственно в порты. С нововведением Швеция сможет быстро выявлять незастрахованные или плохо застрахованные суда, а также собирать данные для санкционных списков.

Имеет ли Швеция право что-то требовать

Имеет. Исключительная экономическая зона — особая территория, определенная Конвенцией ООН по морскому праву, и она находится под частичным суверенитетом прибрежного государства. Обычно протяженность ИЭЗ составляет до 200 морских миль (примерно 370 км) от берега, однако в Балтийском море из-за его небольших размеров ИЭЗ поделены между несколькими странами. Швеции отведена фактически ровно половина Балтики.

AIS — Automatic Identification System (англ.), автоматическая система идентификации морских судов, их положения и курса.

Карта: Хельсинкская комиссия HELCOM по защите морской среды Балтийского моря
Карта: Хельсинкская комиссия HELCOM по защите морской среды Балтийского моря

Прибрежное государство имеет права на разведку, разработку и управление природными ресурсами, как живыми (например, рыба), так и неживыми (например, нефть и газ), в водах, надлежащих к морскому дну, и в самом морском дне и его недрах; право регулировать экономическую деятельность (энергетика, строительство, охрана окружающей среды). Однако судоходство, полеты, прокладка кабелей и труб в ИЭЗ остаются свободными для других государств — как в нейтральных водах.

То есть военные корабли и торговые суда других стран могут проходить через ИЭЗ, не спрашивая разрешения. Сохраняется свобода судоходства и другие права, при условии соблюдения международного права и уважения прав прибрежного государства.

В Конвенции сказано, что прибрежное государство, в нашем случае это Швеция, имеет юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды. Согласно статье 73 Конвенции, прибрежное государство имеет право проводить досмотр, арест и судебное преследование судов, нарушающих его законы в области рыболовства в ИЭЗ. Однако в случае с танкерами прибрежное государство не имеет таких полномочий, если только не доказано нарушение конкретных норм международного и национального законодательства (например, загрязнение, отсутствие документов, опасность для окружающей среды).

По карте видно, что если ужесточение проверок также введут Германия, Польша, Литва, Латвия и Эстония, то вся Балтика становится крайне опасным для «теневого флота» регионом. По всей видимости, российские власти это понимают — 25 мая этого года стало известно, что эти суда стали ходить с российским военным сопровождением. Незадолго до этого оно понадобилось танкеру Jaguar, который пыталась остановить для проверки Эстония — на помощь судну прибыл российский истребитель, который сопроводил танкер до российских территориальных вод.

Чем опасен «теневой флот»

Основная опасность «теневого флота», конечно, в том, что он перевозит покупателям российскую нефть и нефтепродукты, продолжая пополнять военный бюджет. Однако привлечь за это судно сложно. Систему отслеживания AIS можно отключить, что делает мониторинг передвижений судов затруднительным, особенно если судно меняет имя и принадлежность по ходу следования (как это произошло с танкером Jaguar).

Но можно привлечь за формальность или вовсе отсутствие страховки либо других документов. Состояние судов «теневого флота», как правило, очень плохое — это старые суда, часто уже списанные прежним владельцем, купленные у него за небольшие деньги. А значит, рано или поздно может произойти экологическая катастрофа.

«Используются однокорпусные танкеры, которые хуже обслуживаются по сравнению с легитимным судоходством, а значит, потенциально грозят экологической катастрофой, — рассказал The Insider шведский военный эксперт Йоаким Паасикиви. — Кроме того, есть риск, что капитаны и экипажи хуже подготовлены, что повышает вероятность аварий».

При этом в последнее время стали обнаруживаться танкеры «теневого флота» даже без регистрации — судно передает данные AIS с указанием флага, например, Джибути, а в действительности в реестрах маленького африканского государства этого танкера уже нет.

По словам Паасикиви, контроль должен быть ужесточен не только за судами, но и за самими компаниями «флаговых» государств, которые выдают фиктивные страховки.

«Я считаю, что необходимо обеспечить выполнение „флаговыми” государствами комплексной проверки (due diligence) — в части собственников судов, их состояния, подготовки экипажей и наличия страховки. То есть все документы должны быть в порядке — и это должно контролироваться, при необходимости — с применением санкций. Также прибрежные государства должны требовать, чтобы суда в их исключительных экономических зонах, а тем более — в территориальных водах, имели включённую систему AIS и надлежащие документы. Следует проводить экологические инспекции для обеспечения соответствия стандартам. Суда, не соответствующие требованиям, должны арестовываться — но это зависит от конкретных законов и норм. Также стоит рассматривать возможность уголовного преследования отдельных капитанов и членов экипажа».

AIS — Automatic Identification System (англ.), автоматическая система идентификации морских судов, их положения и курса.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari