В Азербайджане 7 февраля прошло голосование на президентских выборах. Победителем объявили Ильхама Алиева, заявленный результат — 92% голосов избирателей. Ближайший соперник получил чуть более 2%. Для Алиева, унаследовавшего власть от своего отца Гейдара Алиева в 2003 году, эти выборы стали пятыми. Оппозиция отказалась участвовать в голосовании, назвав его фарсом, наблюдатели от Евросоюза не были допущены в страну, а зарегистрированные кандидаты на протяжении всей «предвыборной кампании» воздерживались от какой-либо критики действующего главы Азербайджана.
Очередные президентские выборы должны были состояться в 2025 году, но Алиев решил провести их раньше, на волне своей возросшей популярности после захвата Нагорного Карабаха и проведения там этнической чистки. Со дня, когда было объявлено о проведении внеочередных выборов, до дня голосования прошло ровно два месяца. Формально у Алиева было шестеро соперников, но, как писал в конце января социолог Бахруз Самедов, все они так или иначе повторяют тезисы власти и в публичных выступлениях хвалят азербайджанского лидера. Единственным кандидатом, позволившим себе осторожную критику, стал депутат парламента Гудрат Гасангулиев, который отмечал недостаток демократии в Азербайджане и поддерживал идею перехода к парламентской республике.
Сам Алиев традиционно не участвовал ни в каких публичных дебатах. Оппозиционные партии, в том числе «Мусават» и «Народный фронт Азербайджана», эти президентские выборы бойкотировали, как, впрочем, и двое предыдущих. Самедов пишет, что общество отреагировало на выборы с полной апатией: зрительские рейтинги у предвыборных дебатов были ничтожные.
Наблюдатели Совета Европы не были приглашены в Азербайджан, а одному из наблюдателей от Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) ОБСЕ, швейцарскому политику Нику Гуггеру отказали во въезде в страну, когда он уже был в бакинском аэропорту.
День выборов
По данным ЦИК Азербайджана, в стране 6,5 млн зарегистрированных избирателей, для которых открыли более 6,5 тысячи избирательных участков. Утверждалось, что явка составила 77%. Участки открылись и на территории Нагорного Карабаха, где, по утверждению азербайджанских властей, должны были проголосовать 23 тысячи человек. Вероятно, речь идет о расквартированных в захваченном регионе военных и полицейских, а также строителях. Практически все жители Нагорного Карабаха, где по состоянию на 2023 год проживало 120 тысяч армян, вынужденно покинули свои дома в сентябре.
Ильхам Алиев с семьей проголосовал на участке в безлюдном Степанакерте.
Meydan TV базируется в Берлине.
Несмотря на то что отсутствие конкуренции и безграничный административный ресурс гарантировали Алиеву победу, на избирательных участках не обошлось без вбросов и «каруселей». Оппозиционный азербайджанский канал Meydan TV опубликовал несколько видео, свидетельствующих о том, что одни и те же люди голосовали по нескольку раз на разных участках.
Meydan TV базируется в Берлине.
Агентство Turan утверждает, что журналистам, не внесенным в существующий в Азербайджане государственный реестр работников СМИ, запретили вести съемку на участках. В ЦИК заявили, что это неправда, и обвинили не допущенных на участки журналистов в том, что те не показали пресс-карты. Несколько наблюдателей также пожаловались, что их удалили с участков без объяснения причин. Некоторые журналисты сообщили о локальных отключениях интернета вокруг избирательных участков.
В преддверии выборов
Накануне голосования Amnesty International опубликовала заявление, в котором говорится об усилении репрессий в Азербайджане. По мнению исследователя правозащитной организации по Южному Кавказу Натальи Носадзе, речь идет не о точечных атаках на критиков режима, а о «широкомасштабном, скоординированном нападении на гражданское общество и верховенство закона». По ее словам, режим Алиева преследует в том числе родственников политзаключенных, например, замораживая их счета и оставляя людей без средств к существованию.
Начиная с ноября, из Азербайджана регулярно поступают сообщения об арестах журналистов и активистов. По подсчетам Amnesty, были арестованы не менее 13 человек, 11 из которых остаются в заключении по сфабрикованным обвинениям. Многие критики режима покинули страну, опасаясь ареста. Какой-либо заметной реакции в обществе это не вызвало. Как отмечает социолог Бахруз Самедов, массовых протестов в Азербайджане не было с 2019 года.
В целом, по оценкам местных правозащитников, в азербайджанских тюрьмах сейчас сидят более 200 политзаключенных.
Одновременно азербайджанские власти и провластные СМИ усилили антизападную риторику, обвиняя западные страны, в особенности Францию, в предвзятом отношении и вмешательстве в дела южнокавказского региона. 25 января Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) отменила полномочия парламентской делегации Азербайджана, обосновав это решение тем, что Баку «не выполнил основные обязательства», взятые на себя при вступлении в Совет Европы двадцать лет назад. Это событие сопровождалось кампанией в азербайджанских СМИ, которые объявили Совет Европы «исламофобным» и «тюркофобным». Впрочем, пока речь идет только о полномочиях азербайджанской делегации в ПАСЕ, страна остается членом Совета Европы.
В числе претензий к властям Азербайджана, изложенных в резолюции ПАСЕ, значатся отсутствие свободных и конкурентных выборов, подчинение всех ветвей власти президенту, отсутствие независимых судов, нарушение прав человека, а также гуманитарная катастрофа и этническая чистка в Нагорном Карабахе, организованные посредством блокады и военной агрессии.
Meydan TV базируется в Берлине.