В конце декабря Бакинский апелляционный суд окончательно отказал экономисту Губаду Ибадоглу в переводе в тюремный госпиталь. В заключении состояние здоровья ученого, страдающего диабетом, резко ухудшилось. Ибадоглу, который расследовал коррупцию и критиковал азербайджанские власти, обвиняют в подделке денег и в религиозном экстремизме. Его арестовали в июле 2023 года. Незадолго до этого он основал в Лондоне фонд для финансирования образования азербайджанской молодежи и предложил использовать в этих целях деньги, конфискованные в Великобритании у граждан Азербайджана. Семья и соратники Ибадоглу считают это заявление наиболее вероятной причиной ареста.
Дело Губада Ибадоглу
Как сообщало азербайджанское агентство Trend, все началось с того, что полиция по просьбе турецких коллег задержала пять человек, якобы связанных с движением исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена. Один из задержанных якобы указал на Губада Ибадоглу, после чего «в офисе Ибадоглу был проведен обыск и обнаружены документы, имеющие важное значение для дела, в результате чего Ибадоглу был задержан».
Радио Азадлыг (Радио Свобода) уточняло, что речь идет об офисе Партии демократии и благоденствия, которую возглавляет Ибадоглу. Офис располагается в квартире, которая, как подтвердила адвокат Ибадоглу Зибейда Садыгова, по документам принадлежит ее клиенту. Утверждалось, что при обыске там нашли $40 тысяч. Ученый заявил, что это не его деньги.
О том, как проходило задержание Ибадоглу 23 июля, позднее рассказала его жена Ирада Байрамова. По ее словам, силовики в гражданской одежде преградили дорогу автомобилю, в котором ехали супруги, и силой вытащили их из салона, после чего посадили в разные машины. Испуганная женщина пыталась сопротивляться, в результате к ней применили силу, в частности, ударили по голове. Байрамова утверждает, что после задержания все ее тело было покрыто синяками. После семичасового допроса Ираду Байрамову отпустили. Своего мужа она больше не видела и через некоторое время уехала в Швецию к дочери Жале.
Движение FETO, в Турции объявлено террористической организацией.
В настоящее время партия считается незарегистрированной. После принятия в Азербайджане закона «О политических партиях» пройти государственную регистрацию смогла только правящая «Ени Азербайджан», остальным отказали под предлогом ошибок в документах.
Коалиция оппозиционных партий и групп Азербайджана.
Задержание Губада Ибадоглу
Ибадоглу на следующий день предъявили обвинение по статье об изготовлении, приобретении или продаже поддельных денег или ценных бумаг, совершенном организованной группой, и поместили в бакинский СИЗО.
Брат ученого Галиб Байрамов в интервью оппозиционному азербайджанскому изданию Meydan TV, которое базируется в Берлине, рассказал, что позднее силовики приходили с обыском в дом семьи. По словам Галиба Байрамова, силовики забрали из офиса «старые, ненужные документы», но бумаги, хранившиеся дома, не тронули. «Потому что в офисе, в первый день, им нужно было шоу. Нужно было продемонстрировать, что они изъяли так много важных документов для расследования», — объяснил он.
Спустя месяц против Ибадоглу выдвинули новое обвинение — в «религиозном экстремизме». Как рассказала дочь ученого, активистка Жала Байрамова, в деле в качестве улик появились религиозные книги, хотя в протоколе обыска они не упоминались, а «в правительственных СМИ продолжается клеветническая кампания в попытке связать Ибадоглу с религиозной группой FETO». Ученому грозит до 12 лет тюрьмы.
«Жизнь отца висит на волоске»
В заключении состояние здоровья Ибадоглу, который страдает диабетом и сердечными заболеваниями, ухудшилось. Адвокаты пытались добиться перевода под домашний арест, но безуспешно. В начале ноября Жала Байрамова рассказала, что ее отец уже не может встать и его жизнь «висит на волоске»: «Мой отец, критиковавший наше правительство, сейчас находится на грани диабетической комы и инсульта. Отказ суда отпустить его в больницу — невыносимая несправедливость, а время уходит». Как женщина писала ранее, Ибадоглу не получает никакой медицинской помощи и «теряет зрение».
В начале сентября Байрамова сообщала также, что его родственникам, находящимся в Азербайджане, запретили выезжать из страны. Давлению подвергается и адвокат ученого Зибейда Садыгова, ее угрожают лишить адвокатского статуса. Ранее, в августе, неизвестные в Нью-Джерси проникли в квартиру сына Ибадоглу, Эмина Байрамова, которую он делит с соседями. Злоумышленники обыскали лишь комнату Эмина и забрали только документы.
В сентябре парламент Евросоюза принял резолюцию, в которой осудил арест Ибадоглу и призвал власти Азербайджана немедленно освободить ученого и позволить ему покинуть страну. Резолюция также называет «ужасающей» ситуацию с правами человека в Азербайджане. Посольства Великобритании, США, Германии и Франции выпустили совместное заявление в защиту Ибадоглу. Лондонская школа экономики также выступила в поддержку своего сотрудника. Все это не возымело никакого действия.
Причины ареста
52-летний Губад Ибадоглу — специалист по политической экономике, совмещавший научную работу с политической деятельностью. В прошлом состоял в партии «Мусават», а с 2015 года занимает пост председателя Партии демократии и благоденствия. Ибадоглу также возглавлял Центр экономических исследований, неправительственную организацию, которая занималась вопросами экономического развития. В 2014 году банковские счета Центра и его руководителя были заморожены.
С 2017 года Ибадоглу постоянно жил за границей, занимался научной деятельностью, в том числе преподавал в Лондонской школе экономики и политических наук (The London School of Economics and Political Science, LSE), которая входит в структуру Лондонского университета, но периодически бывал на родине. Как пишет The Guardian со ссылкой на родных ученого, в 2023 году он приехал в Азербайджан, чтобы повидать семью.
Amnesty International называет дело Ибадоглу сфабрикованным и политически мотивированным. В одном из своих заявлений правозащитная организация указывает, что арест — это «очевидная месть за критику правительства, политическую и общественную деятельность, в том числе за помощь в создании фонда, который добивался выделения средств для азербайджанских студентов из иностранных активов, арестованных у граждан Азербайджана за рубежом в соответствии с антикоррупционным законодательством».
По словам азербайджанских активистов, Ибадоглу много лет добивался большей прозрачности в работе нефтедобывающей индустрии. Профессор задавался вопросом, почему, несмотря на нефтяные доходы, Азербайджан так и не стал ни богатой, ни демократической страной, и винил в этом коррупцию и клептократию, которые расцвели под властью Ильхама Алиева.
За несколько дней до ареста Ибадоглу был опубликован доклад, в котором он выступил соавтором, о роли Азербайджана в замещении российского газа на европейском рынке. В докладе анализируются объемы добычи и потребления газа в Азербайджане и утверждается, что страна не в состоянии за счет собственной добычи выполнить обязательства, взятые на себя при подписании Меморандума о взаимопонимании по стратегическому партнерству в сфере энергетики с Евросоюзом. Авторы доклада приходят к выводу, что выполнить эти обязательства Баку сможет, только увеличив собственные закупки газа в России и Туркменистане.
За полторы недели до ареста ученого в Лондоне был зарегистрирован фонд Azerbaijani Youth Education Foundation, цель которого — помогать молодежи из Азербайджана оплачивать образование. Ибадоглу был одним из основателей организации. Представляя ее, он упомянул, что на финансирование фонда можно направить в том числе средства, конфискованные в Великобритании у коррумпированных представителей азербайджанской элиты. Семья и соратники Ибадоглу считают это заявление наиболее вероятной причиной ареста.
Как рассказал сооснователь Azerbaijani Youth Education Foundation, председатель Национального совета демократических сил профессор Джамиль Гасанлы, власти Азербайджана решили, что несколько человек не могли создать такую организацию, а значит, за ними стоят внешние силы. «Под видом помощи в получении образования фонд может в будущем начать вмешиваться во внутренние дела страны. Вот что волнует власти Азербайджана», — пояснил Гасанлы.
Молчание об аресте
В октябре студенческая газета Оксфордского университета Cherwell опубликовала статью, в которой рассказала об аресте Ибадоглу. В материале особо подчеркнут тот факт, что действующий при университете Центр Низами Гянджеви (Oxford Nizami Ganjavi Centre, ONGC), который занимается изучением «истории, языков и культуры Азербайджана, Кавказа и Центральной Азии», хранит молчание относительно незаконного ареста видного азербайджанского ученого. ONGC не выпустил даже формального заявления об аресте Ибадоглу.
«Мне казалось, что центр в одном из самых престижных учреждений должен был бы что-нибудь сделать, поскольку обладает более солидными связями, чем кто бы то ни было», — сказала в беседе с Cherwell профессор Лондонской школы экономики Томила Ланкина.
Cherwell сообщает, что создание ONGC в 2019 году было проспонсировано анонимным пожертвованием в размере 10 млн фунтов и Оксфордский университет отказывается называть источник финансирования. Кроме того, в правление ONGC входит Наргиз Пашаева — свояченица Ильхама Алиева.
Жала Байрамова в середине ноября написала, что защитники Ибадоглу пытались добиться помощи в его освобождении от британской нефтегазовой корпорации BP, которая ведет бизнес в Азербайджане, но не получили ответа.
Еще один человек, чье молчание об аресте Ибадоглу стоит отметить, — его родной брат Вугар Байрамов. Объяснить его поведение просто: Байрамов — депутат парламента Азербайджана.
«Человек, работающий на гранты»
Сразу после ареста Ибадоглу в азербайджанских СМИ начали появляться публикации, объясняющие, что профессор работал в интересах зарубежных сил, а не родной страны.
«Ибадоглу больше известен в Азербайджане как человек, работающий на гранты, которые он получал из-за рубежа. Время от времени его выступления совпадали с заявлениями, сделанными против Азербайджана из-за рубежа. Сегодня озабоченность определенных кругов за рубежом по поводу его задержания в первую очередь связана с потерей верного исполнителя», — так об Ибадоглу отзывался депутат азербайджанского парламента Айдын Мирзазаде.
Депутат также упрекнул профессора в том, что тот не высказывался о военных «победах» Азербайджана. В действительности Ибадоглу, критиковавший режим Ильхама Алиева в других отношениях, был солидарен с ним в вопросе Нагорного Карабаха. Профессор полностью поддержал военную агрессию Азербайджана в регионе в 2020 году.
Движение FETO, в Турции объявлено террористической организацией.
В настоящее время партия считается незарегистрированной. После принятия в Азербайджане закона «О политических партиях» пройти государственную регистрацию смогла только правящая «Ени Азербайджан», остальным отказали под предлогом ошибок в документах.
Коалиция оппозиционных партий и групп Азербайджана.
Как Ибадоглу оценивает новое нападение на Нагорный Карабах в сентябре 2023 года, которое закончилось этнической чисткой, неизвестно: к тому времени он уже сидел в тюрьме.
Движение FETO, в Турции объявлено террористической организацией.
В настоящее время партия считается незарегистрированной. После принятия в Азербайджане закона «О политических партиях» пройти государственную регистрацию смогла только правящая «Ени Азербайджан», остальным отказали под предлогом ошибок в документах.
Коалиция оппозиционных партий и групп Азербайджана.