Международный суд ООН (International Court of Justice, ICJ) в своем промежуточном (временном) решении по иску ЮАР против Израиля обязал израильские власти предотвращать акты геноцида и наказывать за призывы к нему, но не потребовал прекратить военные действия в секторе Газа. Как рассказал в беседе с The Insider вице-президент Еврейского народного юридического института и бывший руководитель отдела международного права канцелярии премьер-министра Израиля Шуки Фридман, постановление суда «не полностью поддерживает» Израиль, но его можно назвать разумным и профессиональным.
«Решение в основном упоминает то, что делает Израиль, а не ХАМАС. Оно почти полностью игнорирует преступления ХАМАС, изнасилования, факт того, что ХАМАС использует гражданских лиц в качестве живого щита, тот факт, что он использует гражданскую инфраструктуру, такую как школы и отели.
Суд требует от Израиля сделать то, что он уже и так делает: Израиль не совершает геноцида, и он уже предоставляет продовольствие и медицинскую помощь населению. Конечно, гуманитарная ситуация в секторе Газа не идеальна, но ХАМАС блокирует грузовики и крадет гуманитарную помощь. Решение могло бы быть хуже, оно не полностью поддерживает Израиль, но оно определенно разумное».
Адвокат Мурад Мусаев, хорошо знакомый с материалами дела, рассказал The Insider, что сам факт принятия обеспечительных мер — хорошая новость для истцов.
«Это значит, что суд согласился с доводами Южной Африки: на первый взгляд — prima facie — в обсуждаемых действиях Израиля в Газе наблюдаются явные признаки геноцида, а ЮАР имеет право на обращение в суд с заявлением против Израиля. Опровергнуты все без исключения доводы Израиля об отсутствии оснований для судебного разбирательства.
Что касается сути мер, то да, суд не обязал Израиль свернуть военную операцию, в решении нет пресловутого „ceasefire”, но мы и, конечно, сам суд прекрасно понимаем, что такое требование, даже если бы оно было включено в текст решения, не было бы исполнено.
Между тем, Международный суд принял другие меры, которые, по его мнению, вполне могут быть исполнены: суд обязал Израиль пресечь любые действия, включенные в понятие геноцида; пропустить в Газу необходимую гуманитарную помощь и создать условия для оказания местному населению всех жизненно необходимых услуг; пресечь публичные призывы к геноциду и наказать виновных в этом (речь идет о сотнях должностных лиц и общественных деятелей страны).
О том, станет ли Израиль соблюдать приличия, будет ли хотя бы формально исполнять решение суда, мы узнаем уже через месяц, — именно столько времени суд дал ответчику для отчета о предпринятых мерах. Мир наполнен скептиками, но каждое слово в сегодняшем решении суда имеет значение. Это очень важный юридический и исторический документ».
Израильский военный обозреватель Сергей Ауслендер расценивает сегодняшнее решение ICJ как безоговорочную победу Израиля. «Если пересказать своими словами решение суда в Гааге: „Воюйте на здоровье, только аккуратно. И все записывайте. А мы потом проверим”. Нормально, могло быть гораздо хуже», — написал Ауслендер.
Что говорится в решении суда
Согласно решению ICJ, Израиль должен:
- Принять все возможные меры для предотвращения в секторе Газа актов геноцида, к которым относятся: убийство членов группы, нанесение телесных повреждений, создание условий, направленных на уничтожение группы, действия по снижению рождаемости;
- Гарантировать, что израильские военнослужащие не совершат никаких актов геноцида;
- Предотвращать и наказывать любые публичные комментарии, которые могут быть расценены как подстрекательство к совершению геноцида;
- Принять меры для преодоления гуманитарного кризиса в секторе Газа;
- Предотвратить уничтожение улик, которые могут свидетельствовать об актах геноцида;
- Представить суду отчет о принятых мерах в течение месяца.
На первый взгляд (лат.)
Прекращение огня (англ.)