Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила письмо российским нефтяным компаниям и частным АЗС с требованием снизить цены на топливо. Как говорится в заявлении службы, компании должны будут отчитаться о реализации этой меры. «В случае отсутствия принятых мер со стороны организаций ФАС будет рассматривать их как признаки нарушения антимонопольного законодательства», — заявили в ведомстве.
Как рассказал The Insider экономический аналитик, специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин, приказ ФАС ни к чему не приведет.
«Согласно заявлению председателя Комитета Госдумы по энергетике Павла Завального, 85% в стоимости бензина — это налоги. Когда государство повышает эти налоги и акцизы на топливо, то ожидать, что нефтяные компании будут продавать топливо по более низкой цене и себе в убыток, — это нереальные ожидания.
Компании приказывают: продавайте топливо ниже себестоимости. Что компания будет делать? Она будет придумывать, как этого избежать, нефтеперерабатывающие заводы будут ставить на профилактику, больше нефти и нефтепродуктов будут отправлять за границу, в частности, в страны, куда разрешено экспортировать, то есть участникам так называемого Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В этих условиях в приказном порядке заставить компании работать себе в убыток и таким образом отменить рынок — это безумное указание.
Такое бывало в советское время, когда была плановая экономика. Это отказ от рынка, просто в приказном порядке назначаются цены. Это как? Да, у нас нет газового рынка в России, цены определяются правительственными постановлениями, но в нефтяной отрасли все-таки существовал какой-то рынок, и этот рынок просто грабят: повышают налоги на АЗС в конечном продукте, а от компаний, которые производят этот продукт, требуют, чтобы они продавали ниже себестоимости. Это рынок? Это разумный подход к делу? Нет, конечно».
Ранее в сентябре российское правительство ввело временные ограничения на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива. Утверждалось, что эта мера поможет насытить рынок топлива и, соответственно, снизить цены для потребителей. На нехватку топлива жаловался, в частности, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.