Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD97.24
  • EUR106.51
  • OIL79.1
Поддержите нас English
  • 1669
Новости

Дефицит топлива в России возник из-за сокращения компенсаций из бюджета и девальвации рубля — экономист

Министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев (сын Николая Патрушева) заявил о проблеме с нехваткой топлива в стране, назвав ее «кричащей». Он обратился к замминистра энергетики Павлу Сорокину и потребовал решить проблему, а также предложил запретить экспорт нефтепродуктов из РФ.

Российский экономический аналитик, специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин в разговоре с The Insider объяснил, что дефицит топлива в России связан с целым комплексом проблем:

«Проблема № 1 — правительство сократило наполовину компенсации из бюджета, которые предоставляло нефтяным компаниям для стабилизации внутреннего рынка топлива. Топливо продается на АЗС по ценам фактически ниже рыночных. Эта компенсация отчасти помогала нефтяным компаниям, а сейчас ее нет. Мы видим, что нефтяные компании предпочитают экспортировать топливо и сырую нефть вместо того, чтобы пускать это на внутренний рынок.
Проблема № 2 — девальвация рубля. Если компании выручают одну сумму в рублях за реализацию бензинотоплива и бензина, то в долларах это раньше составляло X, а сейчас намного ниже. Поэтому компании предпочитают гнать нефть и нефтепродукты наружу. Внутренний рынок стал невыгодным для российских нефтяных компаний, и мы видим, что дефицит дошел до такого состояния, что один килограмм бензина АИ-95 на бирже стоит 75 рублей, а в литрах это 68–80 рублей. Независимые владельцы автозаправочных сетей вынуждены объявлять банкротство, потому что по такой цене торговать топливом не могут. Они покупают по 68, а реализовывать должны по 54–55».

У Крутихина нет информации, как много топлива уходит для поддержания войск на войне с Украиной, но это тоже можно отнести к дополнительным факторам, влияющим на его дефицит топлива:

«Топлива в России попросту не хватает. Часть реализуется по государственным программам на нужды войны, и это еще один фактор, который вынуждает правительственных чиновников говорить о том, что наступил топливный голод.
У нас большая часть данных по топливно-энергетическому сектору засекречена, а уж сколько потребляют военные, вообще непонятно. Основной фактор — это то, что у нас достаточно мощности нефтеперерабатывающих заводов, чтобы обеспечить внутренний рынок, но, как выяснилось, это невыгодно, потому что правительство перестало это компенсировать.
Тот же Патрушев говорит, что сельхозпроизводители вынуждены решать проблемы поставки топлива индивидуально с нефтеперерабатывающими заводами. Единственный выход из этой ситуации — поставить военный контроль на нефтеперерабатывающие заводы, а затем цепочку контролеров с часовыми вдоль всех нефтепроводов и на промыслах, чтобы компании продолжали добывать нефть и отправлять ее на внутренний рынок через МПЗ. Что еще сделать? Запретить экспорт топлива за границу, но тогда бюджет лишится части доходов. Я не знаю, что они могут сделать. Призывы к запрету экспорта топлива раздаются, но пока это призывы».


Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari