Между Украиной и Польшей разгорается торговая война, начавшаяся с одностороннего эмбарго на поставки украинского зерна.
В июле Польша, Болгария, Румыния и Словакия согласовали общую декларацию, по которой в эти страны запрещался ввоз украинского зерна, но разрешался его транзит в другие страны. Эта схема была утверждена Еврокомиссией взамен односторонних ограничений, введенных Болгарией, Польшей, Словакией и Венгрией. Эти меры понадобились для того, чтобы дешевое украинское зерно не вредило реализации зерновой продукции местных производителей, которые активно протестовали против понижения цен на свои товары.
15 сентября срок действия этой схемы заканчивался, однако польское правительство выпустило резолюцию, в которой призвало Еврокомиссию продлить запрет, в противном случае пообещав ввести собственное эмбарго на украинское зерно.
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сообщил, что Украина собирается обратиться в арбитраж ВТО из-за нарушений норм Генерального соглашения по тарифам и торговле. Само же решение он назвал «предвыборным популизмом» — 15 октября в Польше должны состояться парламентские выборы, перед которыми правящая партия «Право и справедливость» хочет угодить как можно большему числу избирателей.
Польские власти не стали отступать и ввели бессрочное эмбарго на импорт украинского зерна,пригрозив, что если этот вопрос не будет решен, Польша может не согласиться на вступление Украины в ЕС. В свою очередь, та заявила, что вынуждена будет прибегнуть к ответным мерам, не только обратившись в арбитраж ВТО, но и введя запрет на ввоз польских фруктов и овощей. Польские власти пошли дальше — уже слышны разговоры о сокращении помощи украинским беженцам, а президент Польши Анджей Дуда сравнил Украину с «утопающим, который может утопить спасающего» (имея в виду, конечно, ситуацию с зерном).
Генеральный директор Украинской аграрной конфедерации Павел Коваль уверен, что причина такой риторики Польши, скорее всего, связана с внутренними политическими процессами — выборы в обе палаты парламента должны состояться уже 15 октября:
«Я думаю, что это напряжение вызвано внутриполитическими процессами. Сейчас нынешней власти надо быстро, успешно и прозрачно пройти выборы, чтобы сформировать соответствующую коалицию. Нам же надо набраться терпения».
По словам Коваля, изначально в Украине разрабатывалась схема экспорта с взаимно согласованных позиций:
«Мы даем информацию в эти страны о том, что хотим поставить их потребителю такие-то объемы такого-то качества в определенные сроки, и они изучают, насколько это необходимо и возможно экономически, логистически и где-то даже политически. Затем дается отмашка, и мы начинаем поставки.
Как я понимаю, это был один из сценариев, который рассматривался до подачи иска в арбитраж ВТО. Теперь, наверное, он будет как-то пересмотрен, примут дополнительные решения.
В парламенте Болгарии есть предложение отменить эмбарго, но существуют и народные волнения, выливающиеся в забастовки и определенного рода высказывания, а также блокирование зданий государственных органов. Некоторые эксперты уже видели российский след в подогревании недовольства болгарских фермеров.
Свою роль играет и общая ситуация с зерновым коридором, которая служит фоном для таких односторонних заявлений отдельных стран».
При этом страны, которые настаивали на эмбарго украинского зерна, Коваль называет «интересными, но не критичными» в плане рынка сбыта этой продукции. Украинское же эмбарго на овощи из Польши он связывает с подачей иска в арбитраж ВТО:
«Если вы подаете иск, то надо продолжать свою игру. Я думаю, что в Украине найдутся и другие сегменты рынка, которые скажут: ”А давайте еще на молочную продукцию закроем импорт, на мясную”.
Овощи и яблоки выбраны потому, что это чувствительная продукция для поляков. Такие продукты скоропортящиеся, и потеря украинского рынка может быть очень неприятной для них.
Но, по моему мнению, поляки всё равно будут доигрывать свою предвыборную партию и не смогут отступить назад. Они еще до 15 сентября заявляли, что, несмотря на решение Еврокомиссии, продолжат эмбарго, потому что обещали это своим избирателям. За три недели до выборов никто ничего менять не будет.
При этом, хотя риск торговой войны растет с каждым днем, я думаю, что в руководстве обеих стран найдутся люди, у которых есть здравый смысл и которые смогут согласовать свои позиции».
Войцех Пшибыльский, польский политаналитик, главный редактор журнала Visegrad Insight напоминает о том, что любое эмбарго, в том числе со стороны Украины, имеет как экономические, так и политические последствия:
«Если говорить об экономике, то оно бьет по сравнительно небольшой группе производителей. Польша экспортирует фрукты и овощи на сумму более €4 млрд по большей части в ЕС. Лишь часть ее (5–10%) экспортируется в Украину. Однако эту часть нельзя назвать незначительной, и она росла достаточно быстро, но при этом не оказывая сильного влияния на польскую экономику за счет диверсификации экспортных рынков».
Что касается арбитража ВТО, Пшибыльский указывает на то, что правящая партия не спешит исполнять любые решения судов, если они идут против ее политической повестки:
«Поэтому я не ожидаю, что этот спор будет разрешен через арбитраж ВТО. В политическом плане такие действия, скорее всего, спровоцируют давление со стороны союзников, которые обеспокоены вопросом транспортных коридоров. В этом случае дипломатические переговоры окажутся более полезными. Поэтому я не думаю, что нам грозит серьезная война эмбарго».
Аналитик напоминает, что грядущие выборы в Словакии и в Польше представляют собой серьезный риск для дальнейшей политической поддержки Украины со стороны этих стран, которые в самом недавнем прошлом были ее самыми верными союзниками:
«Проще говоря, националистическая, изоляционистская программа действующего правительства в Польше и потенциальное возвращение Роберта Фицо к власти в Словакии могут создать проблемы для амбиций Украины по вступлению в ЕС и НАТО.
Очевидно, что программа националистического изоляционизма подорвет поддержку Украины и изменит политику правительства, избранного с такой программой. Но если в Польше произойдут политические перемены, риск эскалации значительно уменьшится. Если же правящая партия снова победит, ей придется соразмерять свои действия с ожиданиями электората.
Я бы лишь подчеркнул, что на выборах в Польше решается вопрос о том, по какому пути пойдет страна — европейского единства или изоляционизма. Конечно, любое польское правительство будет защищать внутренние интересы, но они по-разному воспринимаются действующим президентом, который видит врагов повсюду, и опытными политиками с проевропейской позицией».