Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.44
  • EUR106.25
  • OIL80.28
Поддержите нас English
  • 1974
Новости

В ФБК прокомментировали заявление Воложа: «Были бы рады увидеть и рассказ о том, как крупнейшую IT-компанию превратили в инструмент цензуры»

Фото: Владимир Путин и Аркадий Волож (Михаил Метцель / ТАСС)

Александр Помазуев, юрист ACF International (международное название Фонда борьбы с коррупцией) и руководитель рабочей группы по санкциям, в разговоре с The Insider прокомментировал антивоенное заявление, которое сегодня сделал основатель «Яндекса» Аркадий Волож. По его словам, ФБК приветствует поступок Воложа, однако публичная оценка этому заявлению будет дана на следующей неделе.

ФБК включил Воложа в свой «Список коррупционеров и разжигателей войны», назвав его российским олигархом, который «вовлечен в систему российской политической коррупции». Представители ФБК ранее подчеркивали, что они готовы убрать из списка имена людей, которые публично выступят против войны и «деятельно раскаются».

«Мы приняли к сведению заявление и очень рады, что оно было сделано и что оно, безусловно, было более определенным и четким, чем заявление Елены Исинбаевой или Алишера Усманова.
Также мы считаем сам факт заявления Аркадия Воложа важным для нас поводом еще раз на конкретном примере сформулировать позицию ACF по снятию санкций. В частности, опубликованный текст поднимает вопрос о том, насколько одно заявление нивелирует ущерб, причиненный российскому обществу за десятилетие компромиссов и содействия цензуре российского сегмента сети интернет. Есть вопрос и о том, насколько велик вес слов и являются ли они реальным дистанцированием от власти, а также некоторые другие. На все эти вопросы нам предстоит ответить.
Непосредственно оценка этому и другим заявлениям будет дана в рамках коллегиального обсуждения и опубликована на следующей неделе в пятницу.
Пока мы можем лишь повторить, что принцип исключения из санкционных списков, который ACF публично озвучивало и которого продолжает придерживаться, включает в себя деятельное раскаяние. Его критерии определяются индивидуально, но оно должно быть соразмерно размеру причиненного вреда. Публичное заявление само по себе является необходимым, но не всегда достаточным условием», — заявил Александр Помазуев.

На уточняющий вопрос The Insider, какой поступок Воложа можно было бы расценить как «деятельное раскаяние», Помазуев ответил:

«Мы были бы, безусловно, рады видеть подробный рассказ о том, как крупнейшую IT-компанию превратили в инструмент цензуры российского сегмента сети интернет и как это устроено с организационной и технической точки зрения».

Ранее сегодня Волож выпустил заявление, в котором осудил вторжение в Украину:

«За последний год мне задавали много вопросов, и особенно много их появилось на этой неделе. Мне бы хотелось прояснить свою позицию. Для меня важно быть услышанным всеми сторонами, поэтому это заявление написано на двух языках.
Моя позиция о войне в Украине
Я категорически против варварского вторжения России в Украину, где у меня, как и у многих, есть друзья и родственники. Я в ужасе от того, что каждый день в дома украинцев летят бомбы.
Несмотря на то что с 2014 года я не живу в России, я понимаю, что и на мне есть доля ответственности за действия страны.
О Яндексе
Когда мы создавали Яндекс, мы думали не только о технологиях и бизнесе. Мы верили, что строим новую Россию — открытую, прогрессивную, интегрированную в глобальную экономику, известную в мире не только своими сырьевыми ресурсами.
Яндекс как технологическая компания состоялся благодаря невероятно талантливым инженерам, которых нам удалось привлечь, удержать и взрастить.
Не мы одни верили в возможность строительства новой России. Российские предприниматели, ученые и многие другие, кто имел возможность уехать из России в 1990-е, все-таки решили остаться и помочь построить страну, о которой мечтали. Такая возможность выпадает раз в жизни. В Россию приезжали и многие иностранцы. Международные компании, бизнесмены, предприниматели.
Со временем стало понятно, что Россия не спешит становиться частью глобального мира. При этом давление на компанию росло. Но мы не сдавались, делали все возможное, несмотря на внешние условия. Всегда ли удавалось найти правильный баланс? Сейчас, оглядываясь назад, понятно, что что-то можно было бы сделать иначе.
Чем я занимался последние полтора года
В 2014 году я переехал в Израиль и с тех пор занимался развитием международных проектов Яндекса. Но в феврале 2022 года мир изменился, и я понял, что моя история с Яндексом закончена.
После начала войны я сосредоточился на поддержке талантливых российских инженеров, которые решили покинуть страну и начать новую жизнь. Это оказалось непростой задачей, которая потребовала много усилий, внимания и осторожности.
Сейчас эти люди находятся за пределами России и могут начать делать что-то новое в самых передовых областях технологий. Они принесут огромную пользу тем странам, где останутся.
* * *
Было много причин, по которым мне приходилось молчать. Можно спорить о своевременности моего заявления, но не о его сути».

Несколько дней назад СМИ обратили внимание на биографию Воложа, опубликованную на его сайте на двух языках — английском и иврите. Там он назван израильским предпринимателем родом из Казахстана. В тексте написано, что Волож является сооснователем Yandex N.V., которая названа «одной из крупнейших интернет-компаний в Европе». Россия упоминается только один раз, когда речь заходит о том, что Волож был гендиректором CompTek — российского дистрибьютора телекоммуникационного и сетевого оборудования.

Далее выяснилось, что из статьи о Воложе в англоязычной «Википедии» кто-то пытается вычеркнуть упоминания о связях бизнесмена с Россией.

Аркадий Волож в июне 2022 года был включен в санкционный список Евросоюза, после чего покинул все посты в «Яндексе» и вышел из совета директоров. Yandex N.V., подконтрольная Воложу, зарегистрирована в Нидерландах и пытается продать российские активы.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari