США 7 июля объявили об уничтожении своих последних запасов химоружия, согласно данным Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), это были последние известные запасы государства — участника Конвенции о запрещении химического оружия (КХО) в мире. Бывший командующий силами химической, биологической, радиологической и ядерной защиты (CPRN) Великобритании и НАТО Хамиш де Бреттон-Гордон заявил The Insider, что на самом деле химическое оружие может оставаться у некоторых стран, в том числе у России и Сирии. Эксперт по химоружию отметил, что еще предстоит узнать, будет ли Россия использовать это оружие в войне с Украиной, однако, по его мнению, от прорыва плотины Каховской ГЭС до применения химоружия — небольшой шаг.
В мире уничтожено всё химоружие?
«Если американцы утверждают, что всё уничтожено, то я в этом уверен. Я менее уверен в отношении российской стороны, так как Россия в 2017 году заявляла, что она уничтожила всё свое химическое оружие, а в 2018 году в моем родном городе Солсбери российские спецслужбы применили нервно-паралитическое вещество ”Новичок” в попытке убить двойного агента Сергея Скрипаля. Поэтому я вовсе не уверен, что Россия уничтожила всё свое химоружие. У России, вероятно, всё еще действует программа по созданию химического оружия, связанная с проектом ”Новичок”, начатым в 70–80-е годы. Есть достаточные основания полагать, что эта программа всё еще действует, но она, скорее всего, менее масштабна, чем ранее.
Есть и сирийский режим, который неоднократно заставлял ОЗХО проводить расследования — например, из-за крупной атаки нервно-паралитическим веществом зарином в августе 2013 года. Тогда ОЗХО была вызвана и изъяла у Сирии запасы этого вещества. После этого были еще несколько случаев применения зарина в Хан-Шейхуне в апреле 2017 года и несколько случаев применения хлора — удушающего вещества. Насколько нам известно, у Сирии всё еще есть химическое оружие. Не исключено, что у Ирана и Северной Кореи также есть химические агенты, хотя доказательств никто не видел, — конечно, Северная Корея и Иран больше времени уделяют ядерным программам.
Кроме того — хотя это не государство — ДАИШ («Исламское государство»), безусловно, неоднократно применяло химическое оружие. В течение двух лет я был советником по химическому оружию Пешмерга — иракско-курдских вооруженных сил — в борьбе с ИГ. В ряде случаев мы подвергались атакам с применением иприта и хлора. К сожалению, химическое оружие всё еще существует, несмотря на то, что ОЗХО проделала очень хорошую работу по уничтожению 95% химоружия в мире. Я думаю, что оно еще, вероятно, есть в России, Сирии и, может быть, небольшие резервы есть у некоторых джихадистских террористических групп. Безусловно, опасения вызывает Сирия. Несмотря на то, что сирийский конфликт гораздо менее масштабен, чем раньше, террористическая угроза всё еще существует».
«От подрыва плотины Каховской ГЭС до применения химоружия — небольшой шаг»
«Нам еще предстоит узнать, будет ли Россия использовать химическое оружие во время войны в Украине. Это вполне возможно, так как регулярные российские вооруженные силы, кажется, терпят поражение. Я думаю, что мы вполне можем увидеть использование химоружия российской внешней разведкой. Похоже, что у них довольно широкая программа, направленная на отравления. Россияне вполне могут прибегнуть к химическому оружию — но я считаю, что более вероятно применение ядерного оружия.
Вы, естественно, хорошо осведомлены об отравлении Алексея Навального, а в Великобритании хорошо знают случаи Александра Литвиненко и Сергея Скрипаля. Правда, Литвиненко был отравлен полонием — ядерным изотопом, а не химическим оружием. Использование смертоносных химических веществ для убийства, скорее всего, будет продолжаться.
ОЗХО предстоит еще много работы, чтобы убедиться, что мир избавился от этого оружия. Конфликт в Украине показывает, что есть люди, готовые использовать практически любое оружие, в том числе и против мирного населения. Если РФ готова взорвать такую огромную плотину, как в Каховке, и устроить экологическую катастрофу, то остается сравнительно небольшой шаг до применения химоружия, будь то боевые отравляющие вещества типа зарина, «Новичка», или даже токсичные промышленные химикаты, такие как аммиак и хлор».
Какие шаги может предпринять ОЗХО?
«Я считаю, что ОЗХО проделала очень хорошую работу на протяжении многих лет, но сейчас также есть угроза применения биологического оружия. В рамках ООН нет такой организации, как ОЗХО, которая бы занималась контролем за биологическим оружием. По моему мнению, в будущем биологическое оружие снова станет более серьезной угрозой, я думаю, что ОЗХО необходимо укрепить — нужно убедиться, что она финансируется должным образом.
Очень важно, чтобы постоянные члены Совета Безопасности ООН — США, Великобритания и Франция — были абсолютно тверды в своем отвращении к химическому оружию. Когда в 2013 году в Сирии проигнорировали «красную линию» Обамы, это был очень важный момент, мы до сих пор страдаем от этого. «Плохие игроки» посчитали, что использование химического оружия сойдет им с рук — поэтому очень важно, чтобы все стороны, подписавшие ОЗХО, абсолютно точно укрепили свое мнение о том, что химическое оружие не должно применяться, а любое его использование должно сурово наказываться.
Мы не живем в идеальном мире, но у ОЗХО уже большие заслуги, поэтому она должна быть поддержана всеми странами. А те немногие страны, которые подписали Конвенцию о запрещении химического оружия, должны быть привлечены к ее выполнению. К сожалению, как мы видим на примере России в Украине, им очень трудно доверять, так как они, похоже, не понимают, что такое правда, и не следуют международным порядкам и международному праву. Нужно продолжать добиваться своего — любые нарушения Конвенции о запрещении химического оружия должны быть переданы в Международный уголовный суд, а виновные должны предстать перед судом. Все страны и ООН должны прилагать постоянные усилия для того, чтобы это оружие было уничтожено, а те, кто им еще владеет, должны от него отказаться и сдать его».
В 1997 году вступила в силу Конвенция о запрещении химического оружия (КЗХО), уничтожение запасов во всём мире регулирует Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО). Участниками конвенции на данный момент являются 193 государства (в том числе Россия и США — с 1997 года). Израиль подписал ее, но не ратифицировал; не подписали КЗХО Египет, КНДР и Южный Судан. При этом Россия и Сирия, которые также являются участницами ОЗХО, неоднократно отрицали использование химического оружия. РФ отчитывалась об окончательном уничтожении всех российских запасов химоружия в сентябре 2017 года. Однако в 2020 году ОЗХО подтвердила, что Алексея Навального отравили веществом «Новичок», разрабатываемым российскими спецслужбами, в ответ на эти обвинения Россия пригрозила выйти из ОЗХО.