Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.13
  • EUR98.71
  • OIL89.51
Поддержите нас English
  • 2275
Новости

FT: Россия обходит санкции Запада с помощью челноков

Российские власти всерьез рассчитывают на челноков — предпринимателей, которые ездят в соседние страны и добывают необходимые импортные комплектующие, чтобы снизить давление на отечественное производство и найти дефицитные товары. Органы государственной власти порой напрямую обращаются к подобным бизнесменам с просьбами, чтобы они «привезли тот или иной продукт» из-за рубежа. Западные санкции радикально перестроили российскую экономику, которая теперь в значительной степени стала зависеть от подобных энтузиастов и от различных серых схем с помощью ближайших соседей России, в первую очередь Армении, Казахстана и Турции. Британская Financial Times рассказывает, как отечественной экономике удалось избежать сверхжесткой просадки, воспользоваться щелями в санкционном режиме и создать целый пласт новых бизнесменов.

Издание рассказывает историю Станислава, бизнесмена, который организовал поставку дефицитных товаров из Европы в Россию через третьи страны. Речь идет даже не о какой-то секретной или военной электронике, а об обычной профессиональной технике, необходимой для школ в России.

«Это было куплено будто бы для меня, для личного пользования. Однако на деле это чистой воды контрабанда», — заявил Станислав изданию, находясь в Стамбуле в окружении пяти чемоданов только что привезенной электроники.

Издание утверждает, что для Станислава этот заказ был необычным, так как он привык работать с профессиональными товарами для строительной индустрии, поставки которых наладил через третьи страны в гораздо больших объемах — грузовиками. FT называет Станислава представителем новой, зародившейся в связи с санкциями прослойки зажиточных россиян — «специалистов по импорту–экспорту» товаров и услуг.

Новый рынок стал порождением санкционных запретов, он отличается высокой волатильностью цен и нестабильностью поставок, так как условия ведения бизнеса регулярно пересматриваются и ужесточаются. Главными транспортными хабами нового рынка стали в основном лояльные к России соседние страны — Армения, Казахстан и Турция. Именно через них проходит основная доля серого импорта, который в России называют «параллельным». Схемы обхода санкций примерно одинаковые: российский представитель находит партнера в одной из лояльных к России стран, договаривается о закупках товара, после чего местная компания совершает увеличенный заказ у своих традиционных партнеров с расчетом того, что часть его уедет в Россию.

Западные санкции обвалили импорт в Россию примерно на 20–25%. Из крупнейших экономик планеты только Турция, Индия и Китай нарастили свои поставки после начала вторжения России в Украину. Подобные перекосы в поставках привели, например, к тотальному доминированию на российском авторынке китайских производителей. Высокий уровень зависимости от иностранных комплектующих привел к простою целых заводов и вынужденному поиску альтернатив.

Замена иностранных комплектующих, как правило, отражается на качестве выпускаемого товара: производственные цепочки деградируют и упрощаются, в результате чего потребители получают на выходе товар более низкого качества. Яркий пример — офисная бумага, которая из-за отказа западных компаний поставлять необходимые для производства химикаты теперь имеет коричневый оттенок. Экономисты отмечают, что уровень зависимости некоторых отраслей от иностранных комплектующих превышал 50%.

«Жизнь станет проще, денег станет меньше. Людям придется умерить аппетиты. В колбасе станет больше бумаги. И так будет примерно следующие 15–20 лет, пока Путин не умрет. Фундаментальных изменений ждать не стоит», — заявил изданию один из российских олигархов, который попал под западные санкции.

Сами же олигархи, как заявил спикер, тоже адаптируются к новым реальностям. Хотя официально Mercedes ушел из России, это не помешало ему купить сразу две люксовые машины Maybach немецкого производителя — на одной он планирует ездить сам, а вторую купил на запчасти. Его коллеги уверены, что со временем они адаптируются к ограничениям и жизнь вернется в относительно привычное русло. В качестве подтверждения они приводят Иран, который находится под санкциями долгое время, но смог выстроить все альтернативные цепочки поставок и перестал зависеть от Запада.

Станислав и ему подобные радуются, так как для них деградация российской экономики приведет к небывалым доходам. Если раньше подобный бизнес невозможно было даже представить, так как никто не захотел бы покупать товар без официальной гарантии, завезенный по серым схемам, то теперь в отсутствие альтернатив подобные поставки нарасхват.

«Теперь я могу ввезти то, я могу ввезти это, как и любой другой. Для меня, конечно, это интересно. Двери возможностей открыты», — говорит Станислав.

Однако высокие доходы сопряжены с высокими рисками, в том числе и для потенциальных российских партнеров. Например, армянские компании, которые решили воспользоваться шансом и заработать на санкционных ограничениях, теперь будут под особенным контролем. Казахстан, например, ужесточил требования к поставкам некоторых товаров, что привело к «заморозке» поставок на границе с Россией.

«Некоторые американские компании уже отказываются отгружать товар в Армению. Они говорят: „В прошлом году вы запросили только одну лицензию, а в этом 100? Отъ*битесь!“» — рассказывает владелец одной компании, который, так же как и Станислав, организует поставки импортных товаров в Россию в обход санкций.

Особенно сложно организовать серый импорт высокотехнологичной продукции, так как эти позиции под пристальным контролем. При этом спрос внутри России на подобную продукцию исходит в основном от крупных игроков, например, банков, которым необходимо большое количество серверов. Мелкие игроки, которые организуют серые поставки, просто неспособны покрыть их запросы.

Вдобавок непонятны перспективы: если санкции продлятся 2–4 года, то заплатить двойную цену за серую поставку имеет смысл, отмечает один из директоров в крупной IT-компании, однако если санкции продлятся значительно дольше, то России следует уже сейчас переходить на более дешевые и примитивные китайские технологии, параллельно выстраивая собственное производство. Расходы на создание целой отрасли практически с нуля он оценивает примерно в $50 млрд в год минимум на протяжении 10 лет. И то даже при подобных объемах инвестиций результат не будет гарантирован, признает он.

Западные власти уже ввели санкции против нескольких подобных компаний, связанных с поставками для министерства обороны. Для США и ЕС теперь ключевой задачей становится закрытие подобных щелей в санкционных режимах, чтобы снизить потенциал обхода санкций. В частности, Вашингтон и Брюссель уже несколько раз давили на турецкие власти и грозились принять ограничительные меры в отношении турецких компаний в случае нарушения санкционных режимов.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari