30 августа на 92-м году жизни умер единственный в истории президент Советского Союза Михаил Горбачев. В период деятельности Горбачева в должности главы государства и руководителя КПСС в Советском Союзе произошли важнейшие изменения, повлиявшие на весь мир: перестройка, гласность, окончание Холодной войны, вывод советских войск из Афганистана и распад СССР.
В последние годы из-за проблем со здоровьем он находился в больнице под непрерывным наблюдением врачей, поэтому редко публично высказывался о текущих политических событиях. По словам его друга, журналиста Алексея Венедиктова, Горбачев знал о войне в Украине: «Все понимал, конечно, был расстроен», однако публичных заявлений на эту тему не делал. The Insider вспоминает высказывания политика о других важных событиях современной истории.
О чеченских войнах и Ельцине
Горбачев называл себя решительным противником чеченских войн, жестко критиковал Бориса Ельцина за принимаемые им решения и жалел, что не смог пресечь его политическую деятельность:
«Он заслуживал того, чтобы против него были предприняты серьезные меры. Но я считал, что демократия справится и с Ельциным — и это был мой просчет. <...>
Я был решительным противником первой чеченской войны. Я предложил тогда свои посреднические услуги Джохару Дудаеву [прежний глава Чечни] и президенту России. Дудаев сказал, что он готов и что они не рассматривают Чечню вне России. Тем не менее Борис Николаевич даже не выполнил своего обещания в течение 48 часов не предпринимать никаких силовых мер и направил туда войска», — рассказывал Горбачев».
По его мнению, Чечня должна остаться в Российской Федерации, а проект ее независимости — «абсолютно бесперспективный и провокационный».
«Но сама жизнь нас подвела к тому, что нужно предоставить уникальный, особый статус Чечне», — говорил Горбачев.
В 2003 году (после завершения политической карьеры обоих) Горбачев говорил, что не подал бы руки Ельцину при встрече:
«Не подам. Мы не встречались и даже по телефону ни разу не разговаривали с декабря 1991 года».
О Владимире Путине
В первые годы нахождения Владимира Путина у власти Горбачев его поддерживал. В 2002 году после их встречи тет-а-тет в Кремле пресс-центр «Горбачев-Фонда» сообщил, что она прошла «в атмосфере полного взаимопонимания».
Позже отношение Горбачева к Путину начало меняться в худшую сторону. В январе 2008 года в интервью The New York Times Горбачев раскритиковал состояние российской избирательной системы. По его мнению, она нуждалась в серьезных реформах: «С нашими выборами не всё в порядке, наша избирательная система нуждается в серьёзной корректировке».
В феврале 2011 года в интервью «Радио Свобода» Горбачев высказался о тандеме Путина и Медведева:
«А вот о чем стоит сказать, так это о разговорах, которые руководители страны ведут друг с другом по поводу президентских выборов. То по инициативе одного, то по инициативе другого обсуждают между собой перспективы — мол, придет время, они сядут и решат, как быть, кто пойдет на выборы... Это стыдно! Мне стыдно за них. Они нескромно поступают. Как будто общества нет, как будто нет конституции, системы выборов… Они вдвоем будут решать. Дуумвират! А где мы, 140 миллионов? Мне это не нравится. Они уже уверовали, что они спасители отечества. А я думаю, что до этого далеко».
В том же интервью Горбачеву задали вопрос: «Вы бы желали России, чтобы, к примеру, в 2018 году ее президентом стал опять Владимир Владимирович Путин?», на что он ответил:
«Нет. Думаю, что надо вообще договориться, чтобы больше двух сроков никто этот пост не занимал».
В 2013 году Горбачев говорил, что ход уголовного дела против основателя Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального (дело «Кировлеса») подтверждает, что в России нет независимого суда:
«Все, что мне известно об этом деле, — как оно начиналось, было закрыто, затем вновь возбуждено, как оно рассматривалось в суде, — к сожалению, подтверждает, что независимого суда у нас нет. Не вдаваясь в детали, хочу сказать, что эта история оставила очень тяжелое впечатление. Убежден, что использование суда в целях борьбы с политическими противниками недопустимо».
Об аннексии Крыма
В марте 2014 года Горбачев приветствовал итоги референдума в Крыму о присоединении к России и осудил санкции США и Евросоюза в отношении российских и крымских политиков.
В интервью «Комсомольской правде» Горбачев говорил:
«Я сказал: одобряю [присоединение Крыма], потому что народ, крымчане, высказались почти единодушно за. И проголосовали. Я не ожидал даже, что так вот уже созрело. А международное право? Когда шел распад СССР, где было международное право? Выходит, Запад доверял нам? Хорошо. Пусть тогда и дальше не вмешивается. Я защищаю истину. А истина в этом случае состоит в том, что от России нельзя отрывать Крым. Это ее детище. Мы же не воссоздаем СССР. Не удастся. Да и не надо».
В интервью Sunday Times:
«Я всегда выступал за свободное волеизъявление народа, а в Крыму большинство хотело воссоединения с Россией. Я сам поступил бы подобным образом, будучи на месте Владимира Путина в той ситуации. Я мог бы отказаться от решения в свое время лишь потому, что при мне еще существовал Советский Союз и Крым был его частью».
При этом в 2015 году Горбачев говорил, что напряженность в отношениях между Россией и странами Европы из-за украинского кризиса может перерасти в большой конфликт и даже ядерную войну: «Мы не выживем в ближайшие годы, если у кого-нибудь сдадут нервы в этой крайне напряженной ситуации».
В интервью Der Spiegel Горбачев заявил о признаках новой холодной войны:
«Возникает ощущение дежавю. Возможно, это даже могло бы стать хорошим заголовком для этого интервью: «Кажется, все повторяется». Было время строить стену и время ее разрушать. Сейчас строятся новые стены, и ситуация грозит обостриться. Я действительно вижу все признаки новой холодной войны. Все может взорваться в любой момент, если мы не будем действовать. Потеря доверия губительна. Москва больше не верит Западу, а Запад не верит Москве. Это ужасно .<...> Мы не выживем в ближайшие годы, если у кого-нибудь сдадут нервы в этой крайне напряженной ситуации».
В 2016 году Служба безопасности Украины запретила Горбачеву въезд в страну на пять лет. В ответ он заявил, что на Украину давно не ездит и не планирует ее посещать.
О протестах в Беларуси
В 2020 году Горбачев внимательно следил за происходящим в Белоруссии. Об этом, в частности, он рассказывал изданию «Подъем».
«Моя уважаемая республика и белорусы, которых я люблю. Я знаю о них много, даже с тех времен, когда они приезжали заработать на хлеб в Ставропольский край. Молодцы белорусы! Теперь уже они характер имеют. Это очень хорошо. Я слежу внимательно. Сегодня описывают то, что происходило накануне, — это ж черт-те что. Я думаю, что это так просто не пройдет: что в эти дни происходило и как с формированием выборов. Открывается колоссальное дело. Но это еще надо потрудиться много. Это все для молодежи нынешней», — сказал Горбачев.
О войне в Украине
Со слов журналиста Алексея Венедиктова:
«То, что сделал Михаил Сергеевич Горбачев — все разрушено. Все реформы горбачевские — в ноль, в прах, в дым. Когда у меня спрашивают: «Есть какой-нибудь показатель?» Я отвечаю: «Когда Горбачев уходил, сил быстрого реагирования НАТО в Европе оставалось 4000 человек. Теперь НАТО объявило, что к концу следующего года будет 300 000 человек». То есть уровень угрозы! Уровень войск НАТО у наших границ!
Могу вам сказать, что Горбачев расстроен, естественно, он понимает. Это было дело его жизни. Свободы — это дело Горбачева. Все уже забыли, кто дал свободу Русской православной церкви. Михаил Сергеевич Горбачев. Свобода слова, первый закон о печати — Михаил Сергеевич Горбачев. Частная собственность — Михаил Сергеевич Горбачев. Ну что он сейчас будет говорить?»