В Багдаде, столице Ирака, начались протесты из-за ухода из политики шиитского имама Муктады ас-Садра, в город ввели правительственные войска, сообщает Reuters. По данным Al Jazeera, погибли 20 человек, более 300 пострадали. Кандидат политических наук, ученый секретарь Института США и Канады Российской академии наук (ИСКРАН) Андрей Евсеенко рассказал The Insider, что в Ираке есть риск гражданской войны.
Накануне ас-Садр заявлял, что он откажется от любой политической деятельности в ответ на неспособность других шиитских лидеров и партий реформировать коррумпированную и разлагающуюся систему управления. Также он объявил голодовку в знак протеста против применения оружия всеми недовольными сторонами.
Агентство отмечает, что сейчас конкурирующие представители шиитского сообщества устраивают стычки на улицах. Сторонники Муктады ас-Садра штурмуют правительственный дворец. Ночью были слышны выстрелы взрывы. В сети публикуют видео происходящего.
These scenes coming out of the Green Zone in #Baghdad are insane.#Iraq 🇮🇶 is being torn apart. pic.twitter.com/94grl9vJKk
— Thomas van Linge (@ThomasVLinge) August 29, 2022
Ученый секретарь ИСКРАН Андрей Евсеенко в разговоре с The Insider отметил, что в Ираке произошло обострение кризиса, который начался на фоне будущих выборов в октябре 2022 года. Ситуация находится в стадии вооруженного противостояния, в стране сейчас наблюдается самый затянувшийся кризис с 2003 года. По его словам, есть риск гражданской войны, однако пока что говорить об этом рано. Евсеенко уточнил, что не стоит абсолютизировать иранское влияние в Ираке:
«Если бы Иран был хозяином положения, то подобного кризиса не только бы не произошло, но и все территориальные споры между Ираком и Ираном касательно разграничения водных источников были бы давно разрешены, а так они остаются на повестке дня. Иран пытается и дальше будет пытаться играть роль медиатора в этом политическом кризисе, однако очевидно, что после гибели Касема Сулеймани уже подобная авторитетная фигура, которая могла бы примирить местные повстанческие и политические группировки, отсутствует».
Преемник Сулеймани — генерал Исмаил Гани, который возглавил силы специального назначения «Кудс» в составе Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) после ликвидации США Сулеймани — «не то, чтобы не обладает подобным авторитетом, а даже не говорит по-арабски», отмечает эксперт. По его словам, на эту фигуру «полагаться не стоит».
При этом Муктада ас-Садр является популистом с шиитским уклоном и пользуется определенным авторитетом, у него есть подконтрольные ему повстанческие группировки, продолжает Евсеенко. В противовес его повстанческим силам есть и силы, более близкие к Ирану, из-за чего идет противостояние.
«Муктада уже не раз делал громкие и скоропалительные заявления и резкие шаги. Такой у него стиль, и это одна из причин его популярности, однако стать объединительной фигурой у него не получилось. Если бы он пользовался таким большим весом не только среди шиитов, но и среди суннитов, курдов и даже проиранских фракций, то он сформировал бы коалицию осенью прошлого года».
1 августа сообщалось, что в Багдад ввели войска из-за массовых протестов: тогда сторонники шиитского лидера Муктады ас-Садра удерживали здание парламента. В Минобороны страны заявляли, что армия «находится на службе народа и не вмешивается в политику». Демонстранты выступали против выдвижения на пост премьер-министра Ирака Мухаммада ас-Судани, требовали роспуска законодательного собрания и новых выборов.
В октябре прошлого года политические силы Ирака не смогли сформировать новое правительство по итогам выборов, весной 2022 года парламент покинул крупнейший блок, возглавляемый Муктадой ас-Садром. Из-за политического кризиса Ирак больше девяти месяцев остается без правительства и, вследствие этого, без принятого бюджета. По оценкам экспертов, раскол внутри шиитского сообщества на проиранскую фракцию, выдвинувшую ас-Судани в премьеры, и сторонников ас-Садра создают серьезные риски силовой эскалации.
Ас-Садр позиционирует себя как иракский националист, противостоящий одновременно Ирану и США. В его программу, помимо прочего, входят конституционная реформа и реформа избирательной системы,основанная на квотах для крупнейших этно-религиозных групп Ирака: суннитов, шиитов и курдов.