Санкции, введенные за развязывание войны против Украины, ударили по российским аграриям: они столкнулись с дефицитом импортных запчастей для своей иностранной сельскохозяйственной техники. Проблема уже привела к росту расходов на обслуживание, а также показала невозможность быстрого импортозамещения: ни российские, ни китайские аналоги не дотягивают по качеству. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка.
Доля иностранной техники в парке российских сельскохозяйственных компаний оценивается в районе 30–40%, склады с иностранными запчастями почти пусты, а параллельный импорт пока не заработал; вдобавок потенциальные партнеры в том же Казахстане прямо говорят о рисках попасть под вторичные санкции, поэтому не готовы вести дела напрямую. Расходы аграриев только растут, дефицит привел к резкому росту цен на детали и обслуживание.
«У ряда поставщиков есть в наличии какие-то простые детали, но их нужно искать, а цены выше докризисных на 50–100%», — говорит один из собеседников издания, отмечая, что некоторые уже начали выделять из парка одну машину «на запчасти».
Представители компаний рассчитывают, что правительство не доведет проблему до ситуации, аналогичной в авиаотрасли, где приступили к каннибализации флота, то есть разбору самолетов на запчасти ради поддержки рабочего состояния остального парка. По оценкам участников рынка, до массовой каннибализации парка еще есть 1,5–2 года, они рассчитывают, что параллельный импорт решит проблемы с дефицитом.
«Чем дальше, тем больше артикулов в дефиците, но в зависимости от брендов ситуация разнится. Самая сложная ситуация с John Deere, потому что у них очень большой парк, и какой бы ни был большой склад, он истощается. По AGCO проблем пока практически нет, но это не значит, что они не возникнут осенью», — отмечает председатель правления ассоциации дилеров сельхозтехники АСХОД Александр Алтынов.
Импортозаместить иностранную продукцию отечественными или китайскими аналогами можно лишь частично. Российские и китайские комбайны и трактора не справляются с тем уровнем задач, которые может брать на себя американская, европейская и японская техника. В частности, они уступают в мощности, вдобавок в некоторых важных деталях они также зависят от импортных поставок — речь о гидравлических системах, подшипниках и турбинах. Наладить же свое производство за столь короткий промежуток времени просто не представляется возможным.
Аналогичные проблемы с запчастями в настоящий момент испытывает и обвалившийся российский авторынок, помогать которому недавно отказался даже Китай ввиду слишком больших рисков для ведения бизнеса и резкого падения покупательной способности россиян.