Европейский суд по правам человека отказался передавать дело об убийстве похищенной в Чечне правозащитницы Натальи Эстемировой в Большую палату. Отправить дело туда на дополнительное рассмотрение просила сестра Эстемировой Светлана.
31 августа 2021 года ЕСПЧ вынес решение по делу об убийстве Эстемировой. Он признал, что российские власти нарушили статью о праве на жизнь Европейской конвенции, а также не провели эффективного расследования. Вместе с тем, суд счел недоказанной вину государства в преступлении. ЕСПЧ обязал Россию выплатить сестре убитой 20 тысяч евро.
Наталья Эстемирова работала в правозащитном центре «Мемориал» и расследовала дела о похищениях людей, пытках и внесудебных казнях в Чечне. Она была похищена возле своего дома в Грозном в 8:30 утра 15 июля 2009 года. К 13:00 ее коллеги из «Мемориала» сообщили о похищении в МВД Чечни и прокуратуру. Правозащитники нашли свидетелей, которые видели, как Эстемирову заталкивали в белую «Ладу» модели ВАЗ-2107. В 16:30 тело правозащитницы со следами огнестрельных ранений было найдено в окрестностях села Гази-Юрт Назрановского района Ингушетии, рядом с федеральной трассой «Кавказ».
По версии следствия, Эстемирову похитили бандиты под руководством боевика Алхаруза Башаева. При этом к моменту, когда об этом официально объявили, сам Башаев уже был убит в ходе спецоперации.
Друзья и коллеги Эстемировой считают эту версию несостоятельной, так как ДНК Башаева не совпадает с ДНК убийц правозащитницы. Коллеги Эстемировой уверены, что мотивом убийства была ее деятельность.
Только в январе 2010 года был проведен обыск в пустующем доме Башаева, при котором обнаружили пистолет, ставший орудием убийства Эстемировой. Там же было обнаружено фальшивое удостоверение на имя сотрудника полиции с вклеенной фотографией Башаева. Позже нашли автомобиль с глушителем, кусок которого якобы совпадал с куском глушителя, обнаруженным на месте убийства.
«Но официальная экспертиза указала, что кусочки не совпадают, в машине не обнаружено ни следов одежды, ни следов крови Наташи — стоит чуть-чуть копнуть, и все эти доказательства не выдерживают никакой критики. Что и выяснилось в Европейском суде», — говорил член совета «Мемориала» Олег Орлов.
По его оценке, в последние годы ЕСПЧ стал более осторожным в выводах о признании вины государства в подобных случаях: суду нужны для этого не косвенные, а прямые доказательства того, что человек находился в руках силовиков. В частности, при рассмотрении дела Эстемировой суд проигнорировал тот факт, что ее похитили в Чечне и вывезли в Ингушетию при наличии блокпостов на дороге. Ранее в Страсбурге признавали, что машины с похищенными не могли пересечь блокпосты без контроля и досмотра.