Министр энергетики Александр Новак предложил в качестве антикризисной меры увеличить долю госсубсидий на перевод автомобилей с бензина на газомоторное топливо с 30% до 60% от стоимости переоборудования. Правительство предложение министра поддержало. В итоге владельцы будут оплачивать только 10% стоимости перевода техники на газ. По словам Новака, переход на использование газа снизит затраты на бензин и дизель на 60–65%. Как отметил в разговоре с The Insider автоэксперт Вячеслав Субботин, идея в теории неплохая, но нереализуемая на практике.
Я понимаю Новака — газ девать некуда, газа много, Европа не особенно берет, Китай тоже не берет, — надо его реализовывать здесь. Как? Непонятно.
Преимущество над бензином или соляркой очевидно — он дешевый, примерно в два раза дешевле по выполненной работе. Чтобы перевезти одну тонну груза на 100 км, надо затратить в 1,8 раз меньше денег, чем на бензин. У него есть, естественно, недостатки. Первый — это низкая теплотворная способность, т.е. двигатель сразу теряет мощность процентов на 15-20% на газу. И второе — это оборудование, которое стоит немалых денег и окупается на пробеге примерно через 100 000 км для легковых, да и для грузовых машин тоже. Для грузовых может быть чуть поменьше, но в принципе это одно и то же.
Следующая практически неразрешимая на сегодняшний день задача сегодняшнего дня — это отсутствие заправок. Ребят, вы, конечно, здорово все придумали, но можно заправлять автомобиль чем угодно, хоть рапсовым маслом. В Бразилию нужно ездить, чтобы заправиться этим маслом? На всю Москву три заправки, и те на МКАДе. Для коммерческого транспорта еще может быть, а для легкового — нет, конечно, нет. Просто негде заправиться.
И последнее — это дурацкий технический регламент, который просто бестолково скопировали с других. Регламент запрещает какие-либо доработки автомобилей, вообще любые, в том числе и с газом. Автомобиль переоборудуют, а регистрировать его как? Допустим, люди готовы будут заплатить, а как регистрировать газобаллонную аппаратуру? Это нужно проводить по каждому автомобилю экспертизу. Это нереально.
Реализовать это на сегодняшний момент при наших всех административных и технических неурядицах невозможно. У «Газпрома» в приоритете другие задачи и направления. У него газовые трубы и по сей день — чем больше диаметр, тем лучше. Администрации или тем, кто занимался техническим регламентом, — у них тоже других забот хватает.
Для легкового автомобиля переоборудование обойдется в 100 000 рублей. Это не просто баллон поставить, который часть объема в багажнике займет. Там нужно еще редукторы ставить, шланги проводить, под капотом ковыряться и самое главное — нужно программное обеспечение. Все вспрысковые машины сегодня — это не карбюратор. Должна быть программа. На каждом автомобиле, оборудованным впрыском, есть система управления питанием двигателя или так называемый «компьютер в автомобиле», который управляет двигателем. Где брать программы? Это мы сами должны? Или мастера в мастерских будут придумывать? У нас на сегодняшний день только один завод делает это промышленно, выпускает машины с этими программами, и они уже провели массу испытаний. Это группа ГАЗ — Газоны, Газели на газу. Вот там есть и гарантия, и качественные детали, и все безопасно. Никто, кроме ГАЗа, этим у нас не занимается.
Сейчас около 30% коммерческих Газелей на газу ездят, в основном — в регионах. Там работы особо нет, денег нет и каждая копейка на счету. Самое главное — там ничего придумывать не надо.
Это предложение популистское. Даже не так — прекраснодушное, я бы так сказал. Здорово ездить на недорогом топливе, газа у нас завались, поддержать производителя и добытчика этого газа здорово, я это обеими руками поддерживаю, но нужно много-много шагов сделать, чтобы реализовать это предложение. Новак об этом ни слова не сказал, а это и есть как раз главный тормоз.