Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.27
  • EUR108.56
  • OIL73.58
Поддержите нас English
  • 7719
Новости

Забор крови. Чем грозит закон о вольерной охоте

18 февраля Владимир Путин подписал закон, разрешающий охоту на животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. Вольерная охота будет вестись круглый год по путевкам, на животных не будут распространяться лимит и квота добычи. Согласно закону, минимальная площадь охотничьих угодий, где будет разрешена вольерная охота, должна быть не менее 50 гектаров. Зоозащитники настаивают на том, что закон лоббировали люди, заинтересованные в этом бизнесе, а вольерная охота не соответствует никаким мировым нормам и представляет собой кровавое развлечение. Сами охотники видят в этом законе как минусы, так и плюсы. Мнения обеих сторон - в материале The Insider.

Юрий Корецких, глава Альянса защитников животных

Я создал петицию против легализации вольерной охоты в России на сайте Change.org еще конце 2018 года, как только стало известно, что депутаты задумали эту инициативу. Когда мне попали в руки документы рабочей группы по подготовке законопроекта, я сразу понял, что планируется что-то невообразимое, и опубликовал их. Люди стали возмущаться и появилось решение создать петицию, чтобы можно было подготовиться к борьбе, когда этот законопроект будут вносить и рассматривать, чтобы у нас были аргументы в виде общественного мнения. В первые недели мы собрали тысячу подписей, на текущий момент, по-моему, четыреста тысяч человек уже подписали.

Депутаты решили устроить себе такое развлечение в виде убийства животных. Нет никаких сомнений, что депутаты лоббируют чьи-то интересы, потому что очень мало людей у нас в стране хотят развлекаться таким образом. Видимо, есть определенная группа, которая получает удовольствие от этого, они не хотят вести настоящую охоту, выслеживать животных, преследовать их, что и подразумевает охота. Они хотят приехать, заплатить деньги, причем немалые, и убить любого понравившегося зверя, который не может никуда убежать. Эти животные и не понимают, что надо убегать. Многие из них выращены в этом вольере, прикормлены человеком и могут подпускать его на очень близкое расстояние, не видят в нем опасности и не воспринимают как угрозу.

Депутаты решили устроить себе такое развлечение в виде убийства животных

Более того, в уже принятом законе депутаты отменили все правила охоты для вольеров. Теперь можно будет охотиться в любое время года, закон теоретически позволяет стрелять в спящих медведей в берлоге. Если в правилах охоты сейчас есть ограничения (например, нельзя убивать молодняк и беременных), то на вольерную охоту это не распространяется. Можно из любого оружия убивать, в правилах охоты указано, что оружие должно соответствовать мировым гуманным нормам, а в законе о вольерной охоте этого нет. Когда хочешь, кого хочешь и из чего хочешь можешь убивать. Абсолютно никаких ограничений. И позиционируется это как услуга для населения, которое хочет приехать и развлекаться. Здесь же речь не о том, что человек добывает себе мясо для пропитания, а исключительно о развлечении.

Стоимость услуги вольерной охоты гораздо выше, чем стоимость мяса, которое они получат от этого животного. На рынке можно гораздо дешевле купить. Здесь ясно видно, что для одних это кровавое развлечение, чтобы свои какие-то потребности в садизме удовлетворить, а для других это прибыльный бизнес. Уже сейчас там ценник от шестидесяти тысяч начинается, а если это какие-то более редкие виды, эта услуга будет стоить сотни тысяч рублей. Закон, видимо, лоббировали представители этого бизнеса, потому что они увидели, что здесь можно неплохо заработать. Инициатором закона был Сергей Ястржембский, бывший советник президента. И через охотников в Думе, таких как Николай Валуев, они протащили этот закон, при том, что общество его абсолютно не воспринимало.

Что показательно, во время решающего третьего чтения против этого закона выступили абсолютно все партии, кроме партии «Единая Россия», которая его продвигала. КПФР на 100% проголосовали против, ЛДПР на 80-90% против, «Справедливая Россия»… Представители каждой партии жестко раскритиковали этот закон, все сказали, что это неприемлемо, что это не охота, а просто живодерство. Получается, что на фоне неодобрения со стороны общества и со стороны политических сил они все равно это протаскивают.

Для одних это кровавое развлечение, а для других - прибыльный бизнес

Сторонники вольерной охоты говорят, что убийство животных там ничем не отличается от забоя скота на ферме. Но на ферме животных убивают подготовленные люди и делают это не ради удовольствия, а исключительно для получения мяса. Здесь же понятно, что они пытаются это прикрыть.

Если они хотят регулировать разведение оленей и косуль для мяса, это должен быть в другой плоскости закон и из другой сферы. Там нужно прописывать множество требований, в том числе ветеринарных. Если идет промышленное разведение животных, то все должно идти под строгим контролем ветеринаров. Должны соблюдаться нормы забоя, нормы получения мяса и множество всяких требований. Если уж они вводят новую сферу, то должны это делать совсем в другой законодательной плоскости, а не в законе об охоте. То, что сейчас получается, абсолютно никак и никем не регулируется. Более того, так как это выведено из-под правил охоты, надзорные органы не могут проверять, поскольку они проверяют соблюдение правил охоты. Аргумент о том, что это равнозначно сельскому хозяйству, не действует. Если вы хотите ввести новую отрасль сельского хозяйства, то давайте все делать по правилам, а не так, что мы сами будем решать, кого и как мы будем убивать.

С появлением вольерной охоты участятся случаи браконьерства. Браконьеры это люди, которые не готовы платить деньги. Они же охотятся, не покупая путевки, не покупая лицензии у государства в обход законов, сами идут и убивают животных. На вольерную охоту они точно не пойдут, они не будут платить такие бешеные деньги за это. Так как охота распространяется на все охотничьи ресурсы, а это не только косули и другие травоядные, но это еще и медведи, лисы, еноты, будет много желающих убить медведя или какого-то редкого зверя. Как они появятся в вольерах? Их нужно будет туда доставить. Взрослого медведя никто не сможет изъять из дикой среды и запустить в вольер, поэтому вольерные хозяйства будут покупать у браконьеров медвежат, львят или кого еще найдут, чтобы их у себя вырастить, чтобы они были неагрессивные и ручные.

Выращенное в вольере животное становится удобным для охоты. Тем самым они еще будут стимулировать браконьеров изымать детенышей из естественной среды. Сейчас запрещено убивать животных, у которых есть дети, которых они вскармливают. Нельзя убить медведицу и оставить медвежат на произвол судьбы. Сейчас у браконьеров не так много мест, куда они могут сдать медвежат, но раньше они сдавали в придорожное кафе какое-нибудь. Теперь это запрещено законом. В цирке тоже не так много мест для медвежат. И вот – новая сфера для реализации, куда можно всех носить. И покупать будут за смешную цену в десять или двадцать тысяч рублей, в сами услуги по охоте будут стоить уже сотню тысяч. Это породит браконьерство в более изощренной форме.

Выращенное в вольере животное становится удобным для охоты

Мы пытались внести поправки ко второму чтению, чтобы запретить охоту с помощью собак, ведь сейчас же можно и собак натравливать на этих животных. Мы добились запрета контактных притравочных станций, а сейчас они будут во всей красе. Опять можно будет собак натравливать. Мы пытались внести предложение по расширению площади вольера, чтобы был какой-то установленный минимум. В первой версии, при внесении законопроекта, речь шла о 50 гектарах. К первому чтению все переработали и убрали оттуда ограничения площади. Написали, что это на усмотрение правительства. Правительство будет разрабатывать норматив, который, возможно, как-то будет регулировать вольерную охоту, но пока что этого нет. В законе нет даже минимальных ограничений.

Мы вносили поправку, чтобы у животного была хотя бы возможность скрыться из поля зрения охотника, чтобы внести минимальную соревновательность. Ну что такое 50 гектаров? Это вольер семьсот на семьсот метров. И если это будет открытое поле, то можно выйти в один конец и просматривать всю территорию. Животные даже не смогут спрятаться, это будет такой тир или отстрел. Это тоже отклонили. Еще было предложение о минимальном расстоянии, с которого можно стрелять в животных, хотя бы 50 метров должно быть. Никто там не запрещает подойти в упор и расстрелять. Нет там таких ограничений. Все было отклонено, все более или менее гуманные предложения были отклонены.

Более того, к поправкам добавилось то, что на эти вольеры нет доступа для обычных граждан. То есть, по сути охотхозяйство берет себе любую территорию, огораживает ее, это может быть любой лес, и после этого ник у кого не будет туда доступа. Люди не смогут ходить по лесу, собирать грибы и ягоды, гулять просто. Это будет частная территория. Угодья, на которые уже никто не вступит. Начали возмущаться и сами охотники, и граждане, которые ходят в лес гулять. Сейчас люди покупают охотничьи угодья, где выдают лицензии на отстрел, но у людей все-таки есть доступ в лес, поля и все, что входит в эти угодья, а сейчас их огородят и это будет уже частное владение. Закон идет в сторону регресса и видно, что он принимается в противовес общественному мнению.

Наталья Илларионова, зоолог

Я сама охотник, у меня есть оружие, но я никогда не была на вольерной охоте, и никогда не охотилась ни с вышки, ни на солонце. Лично мне такой вариант охоты малоинтересен. Тем не менее, я отношусь к разрешению на вольерную охоту скорее положительно и приветствую это решение. Какие аргументы есть «за»? Во-первых, охота становится практически круглогодичной. По той простой причине, что животное, выставленное в вольере для коммерческой охоты, является собственностью организации и фактически является домашней скотиной. Если у вас в хозяйстве есть курица, поросенок, теленок, вы вправе самостоятельно решать, в какой момент вы произведете забой. Единственное условие, что этот забой должен проходить с соблюдением санитарных норм и исключать какое-то преднамеренное живодерство.

У этого коммерческого предложения безусловно будут свои заказчики и свои потребители. Как минимум, рынок в этом нуждается. Помимо того, что будет удовлетворен спрос какого-то числа граждан, для меня большой плюс в том, что, скорее всего, люди, которые пойдут на коммерческую охоту в вольере, не пойдут на охоту вне вольера. Их не будет в угодьях. На мой взгляд, это хорошо. Когда люди занимаются чем-то легализовано, за ними можно следить, это подконтрольно, и это, скорее всего, снизит число браконьерских охот. Кроме того, обучение и натаска охотничьих собак станет более удобной и продуктивной.

Люди, которые пойдут на коммерческую охоту в вольере, не пойдут на охоту в угодья

Размер вольера для охоты, принятый по закону, - 50 гектаров. Для городского жителя это достаточно большая площадь, на которой он сразу не сориентируется.

Вырастет численность и плотность охотничьих видов, кроме того, будут выращивать и выпускать не только копытных и пушного зверя, скорее всего, будут выпускать еще и водоплавающую птицу, как сейчас происходит во многих охотхозяйствах, а так же фазана, куропатку, то есть будет такая искусственная подпитка количества животных в угодьях. Это похоже на коммерческую рыбалку, когда есть небольшой пруд, туда привозят водовозкой цистерну рыбы, каждый раз разной. Это может быть форель, щука, карась, даже какие-то осетровые виды, и потом приезжают люди и спокойно стоят с удочкой, гарантированно ловят свою рыбу. По какой-то непонятной причине вольерная охота вызывает большую истерику у противников, чем такие искусственные пруды, в которых точно также сидит искусственно подсаженная рыба повышенной плотности. Это будет то же самое, за исключением того, что звери больше похожи на человека, поэтому нам страшнее, когда убийство зверей становится более легальным.

Понятно, что разрешение на убийство себе подобных пугает, это такой психологический момент. Тут мы подходим к минусам вольерной охоты. Первая опасность - это моральная сторона вопроса. Кто те охотники, которые предпочтут ходить на вольерную охоту, и не выберут вместо нее обыкновенную охоту в угодьях? Тут я позволю себе не давать никаких оценок, потому что это не в моей компетенции, и, в конце концов, все, что не запрещено законом, находится в поле деятельности человека, и никому другому это решать за него нельзя.

Помимо моральных вопросов, есть опасность, что для охоты могут привезти экзотические виды, выпустить из в вольера и случайно упустить их в дикую природу. Как вы, наверное, знаете, тот же самый пятнистый олень изначально на нашей территории не жил, его сюда привезли, канадский бобр у нас не жил, его тоже привезли, европейская норка сейчас находится под прессом конкурентного вида - американской, которого здесь не было, его тоже привезли.

Для охоты могут привезти экзотические виды, выпустить их в вольер и случайно упустить их в дикую природу

То же самое с птицами, потому, что даже сейчас существует домашняя утка, крупная, жирная и вкусная, но окрашенная как кряква. Она выглядит крупнее дикой кряквы и является солидным трофеем, и селезень этой породы окрашен точно также как дикий. Есть и другие виды птиц и копытных, не обитающих на территории России, но которые могут быть завезены для вольерной охоты. И если их выпустить в дикую природу, произойдет биологическая инвазия, чего вообще-то допускать нельзя. Это, пожалуй, самый серьезный минус, который я вижу.

Второй возможный минус это искусственное увеличение плотности промысловых видов и усиление нагрузки на угодья – биотопы и экосистемное взаимодействие. Но это как с домашними стадами КРС, - все во власти собственника земель. И в его ответственности.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari