Только 23% городов России имеют благоприятную среду для жизни. Об этом свидетельствуют данные первого индекса качества городской среды в России. Его разработали Минстрой, компания «Дом.РФ» и КБ «Стрелка».
«В России есть три основных проблемы с организацией городской среды», — отметила в разговоре с The Insider руководитель проектной группы ФГРР НИУ ВШЭ Виктория Мальцева.
Во-первых, наличие и качество кадров. На данный момент в России большая проблема со специалистами в области урбанистики. То есть мы еще не пришли к тому, что городскую среду не должны проектировать кто попало.
В нашей профессии есть довольно четкое деление:
— urban studies (специалисты, которые изучают города, профессиональные исследователи);— urban planning (специалисты, которые занимаются городским планированием. При этом городское планирование — это не проектирование лавочек и ливневок);— urban design (специалисты, которые разрабатывают дизайн улиц, общественных пространств и т.д).
У нас все подряд проектируют архитекторы — от домов до общественных пространств. Городские планировщики часто занимаются как исследованиями, так и планированием или дизайном. В общем, пока нет понимая, что каждый должен заниматься своим делом. При том ни у заказчика, ни у и самих специалистов.
Во-вторых, ограниченный рынок производителей и отсутствие механизмов стимулирования данного рынка. Значимыми элементами городского дизайна являются МАФы (малые архитектурно формы). Без качественной уличной мебели, детского игрового оборудования и других элементов очень сложно создать интересное общественное пространство. У нас данный рынок не очень развит. Найти подрядчика, который сделает детские площадки, как у тех же скандинавов, очень сложно — это не просто пластиковые однотипные горки, это умение работать с деревом и другими более сложными материалами.
Даже если вы как хороший специалист запроектируете отличное пространство, чтобы его построить, вам придется очень поднапрячься при поиске исполнителей. И проект будет очень дорогой. В условиях развитого рынка со здоровой конкуренцией даже очень индивидуальные проекты могут быть вполне рентабельными.
В-третьих, проблема с процедурой госзакупок. Надо понимать, что большая часть благоустройства у нас реализуется за счет бюджетных средств, соответсвенно проходит через процедуру тендера. Там принцип простой — кто дешевле сделает, тот и выиграл. Когда рынок так себе (пункт 2), то любой хороший индивидуальный проект стоит довольно дорого, соответсвенно.
Но есть предпосылки для изменений и в России. Ведутся разговоры, появляются специалисты. Татарстан у нас очень продвинулся с темой качественных общественных пространств. Но сама динамика реальных изменений очень вялая. Не все понимают, что вливание денег в регионы по программе «Комфортная среда» — недостаточная мера. Вливание денег в благоустройство не решит те 3 системные проблемы, которые я указала выше.