Почти 71 млн человек по всему миру живет не в родных местах из-за войн, преследований и других угроз, говорится в докладе Верховного комиссара ООН по правам беженцев за 2018 год. Это рекордное число за всю историю. Среди этих людей — 26 млн беженцев, покинувших свои страны, 41 млн людей, вынужденных сменить место жительства внутри одной страны, и 3,5 млн человек, подавших прошение об убежище. Председатель комитета «Гражданское содействие», член Совета и руководитель Сети «Миграция и Право» правозащитного центра «Мемориал» Светлана Ганнушкина рассказала The Insider, какое место занимает Россия в мировых миграционных процессах.
В последние годы это число растет, и растет очень быстро. 71 млн — это не только беженцы, но и внутри перемещенные лица. Это, например, сирийцы, которые переселяются из одного региона в другой. В последнее время идет постоянный рост, потому что между странами идут бесконечные войны, а внутри стран — вооруженные конфликты.
Россия дает большие потоки беженцев, прежде всего это люди с Северного Кавказа и те, кого преследуют по политическим мотивам. Сейчас еще свидетели Иеговы поедут в массовом порядке, потому что их признали экстремистской организацией и запретили.
А с другой стороны — в Россию тоже едут, правда, в гораздо меньшей степени, чем на Запад. В этом году в России признаны беженцами официально 572 человека. В прошлом году было 592. И сирийцев среди них всего двое. Также у нас есть временное убежище — это еще несколько десятков тысяч, но в основном это украинцы. Понятно, что это тоже политическое решение. Это убежище у нас фактически не работает, не функционирует совсем.
Поток беженцев был большой, когда была аннексия Крыма и потом события в восточной Украине. И поначалу этот поток был очень хорошо принят. Но это длилось недолго, всего один год. Потом к концу 2014 года разобрали лагеря, к концу 2015-го поразгоняли всех из пансионатов и общежитий по субъектам федерации. Правда, часть из них получили гражданство. А так вся эта система разрушается, она долго не выдержала бы.
Почему в Россию приезжают из той же Сирии, из Афганистана, из Африки? По очень простой причине: Россия достаточно легко выдает визы. Если другие страны не дают визу, считая, и не без обоснования, что люди попросят убежище, и туда добираются нелегальным путем, то в Россию в последнее время все едут легально. Сейчас люди получают визы. Была здесь одна сирийская семья из трех человек, из тех районов, где было опасно; к тому же она исповедовала христианство, и поэтому ее довольно быстро потом забрала Европа. Но пока они были у нас, я спросила: «А как вы получили визу?» И мне ответили: «$3 тысячи на человека». Деньги несут, люди въезжают. Наши органы прекрасно знают, что люди будут просить убежище. А в МВД, которое сейчас предоставляет убежище, делают вид, что они понятия не имеют о том, что делается в этих странах, и требуют доказательства. Человек, который прожил 30 лет в России, должен вернуться в Афганистан, где свирепствуют моджахеды.