После кражи полотна Куинджи в Третьяковской галерее Минкульт поручил проверить договоры об охране российских музеев между министерством и Росгвардией. Министерство будет настаивать на введении «дополнительных рубежей охраны» на экспозициях.
The Insider вспоминает 5 необычных и громких краж произведений искусства, от которых не смогла защитить охрана самых известных музеев мира.
Кража «Мона Лизы» из Лувра
В 1911 году из Лувра исчезла «Джоконда» Леонардо да Винчи. Художник Луи Беру, который хотел сделать с нее копию, обнаружил, что ее нет на привычном месте. Это его не обеспокоило, он лишь в шутку пожаловался охраннику: «Когда женщины не находятся рядом с влюбленными в них мужчинами, значит, они в этот момент позируют фотографам». Но вернувшись через несколько часов, Беру обнаружил, что «Джоконды» все еще нет на месте. Он послал охранника к луврскому фотографу узнать, когда тот закончит съемку, но фотограф заявил, что не брал картину. После этого в музее началась паника. Целую неделю бригада полицейских обыскивала Лувр, но безрезультатно.
Через два года, в декабре 1913-го, «Джоконда» появилась во Флоренции. Продавец итальянского искусства получил письмо от некоего Винченцо Леонарда, который предложил купить у него «Джоконду». Не поверив в это, продавец предупредил директора Галереи Уффици во Флоренции и попросил его сходить вместе с ним во флорентийский отель «Триполи», где Леонард назначил встречу. Они встретились, Леонард показал картину, и эксперты узнали в нем подлинник да Винчи. Оба мужчины тут же сообщили об этом в полицию, которая арестовала вора.
Вор рассказал, что его настоящее имя — Винченцо Перуджиа и что именно он устанавливал в 1911 году защитное стекло у «Джоконды». Перуджиа признался в краже и заявил, что хотел возвратить «прекрасную итальянку» своей стране.
Оказалось, что ему удалось незаметно пройти в музей вместе с остальными работниками в день, когда Лувр был закрыт для обычных посетителей. Затем он прошел в зал «Каррэ», где висела картина, снял ее и вынул из рамы. Никто не обратил на него никакого внимания, он свободно передвигался по музею. Спрятав картину под откидной столик, на котором он резал стекла, Перуджиа занялся своей обычной работой, а после незаметно вынес картину из музея.
Кража картин Ван Гога из музея в Амстердаме
Два полотна Винсента ван Гога — «Вид на море у Схевенингена» и «Паства выходит из реформистской церкви в Ньюнене» — были украдены из музея художника в Амстердаме в 2002 году.
Сотрудники итальянской полиции спустя 14 лет нашли их в ходе обыска одного из домов в окрестностях Неаполя. В музее рассказали, что они подверглись незначительным повреждениям. Самые заметные повреждения полотна получили при краже, так как один из воров вытащил их из рамы.
Руководитель музея Аксель Рюгер назвал возвращение картин «одним из лучших моментов» в истории музея, и заверил, что теперь полотна будут в абсолютной безопасности.
Кража «Мадонны с веретеном» Леонардо да Винчи из замка Друмланриг в Шотландии
В августе 2003 года полотно Леонардо да Винчи стоимостью $50 млн исчезло из замка Друмланриг в Шотландии. Картина «Мадонна с веретеном» была похищена из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью.
Оригинал картины был написан художником для секретаря короля Франции Флоримонд Роберта в 1501 году. Картина размером 50 на 36 см изображает Мадонну с Младенцем, играющим веретеном в виде распятия.
В преступлении подозревают четырех мужчин. Двое из них проникли в замок под видом туристов и вынесли картину, а ещё двое сообщников ждали на белом Volkswagen Golf рядом. Когда преступники выносили картину через окно, то успокоили двух туристов: «Не беспокойтесь, милые, мы из полиции. Это просто учения». Картина была найдена в Глазго и возвращена в октябре 2007 года. В настоящее время она находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.
Кража картин Эдварда Мунка из музея в Осло
«Крик» и «Мадонна» были похищены из музея Эдварда Мунка в Осло 22 августа 2004 года двумя вооруженными преступниками. Изрядно пострадавшие шедевры были обнаружены полицией спустя два года после совершенного преступления.
При похищении полотна пострадали. На картине «Мадонна» появилась дырка размером 2,5 см, а у полотна «Крик» был поврежден угол. На обоих шедеврах появились небольшие царапины.
Несмотря на труд сотрудников реставрационного отдела музея Эдварда Мунка, полностью восстановить картину "Крик" не удалось. После многочисленных консультаций специалисты пришли к выводу, что восстановление поврежденной части картины может привести к ее дальнейшему разрушению.
Директор музея Мунка в Осло заявил, что оторванный кусок «нисколько не уменьшит выразительную силу картины». Более того, специалисты считают, что повреждение может даже добавить ценность шедевру, стоимость которого уже сейчас превышает $100 млн.
В ходе реставрации специалисты также выяснили, что версия «Крика», похищенная из музея художника, была написана в 1910 году, а не в 1893, как считалось ранее.
В 2007 году главным участникам ограбления был вынесен приговор, двое грабителей были приговорены к 9,5 и 9 годам заключения, их третий сообщник получил 5 тюрьмы. Кроме того, суд обязал их возместить ущерб, нанесенный украденным картинам, в размере €190 тыс.
Кража картин Пикассо, Гогена, Матисса и Моне из роттердамского музея Kunsthal
Ограбление музея Kunsthal в нидерландском Роттердаме произошло 16 октября 2012 года. Неизвестные проникли в музей через аварийный выход и за две минуты вынесли семь картин.
В тот день из музея исчезли полотно Пабло Пикассо «Голова Арлекина», две работы Клода Моне — «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг-Кросс», картина Анри Матисса «Читающая девочка», произведение Поля Гогена «Женщина перед открытым окном», Автопортрет голландского живописца конца XIX века Мейера де Хаана, картина британского художника Люсьена Фрейда «Женщина с закрытыми глазами».
В начале 2013 года полиция Нидерландов заявила, что ни одно из похищенных полотен не было найдено. Общая стоимость похищенных картин оценивается в €100 млн.
Румынский новостной портал Hotnews, ссылаясь на источники в правоохранительных органах, сообщил, что на одном из судебных заседаний в Бухаресте Ольга Догару — мать одного из подозреваемых в этой краже — заявила, что сожгла минимум шесть из семи упомянутых полотен.
Она призналась, что сначала спрятала чемодан с крадеными произведениями искусства в одном из заброшенных домов, затем закопала его на местном кладбище, а потом сожгла холсты в печи в своем доме.
Сотрудники правоохранительных органов начали проверку показаний женщины, в отношении нее возбуждено уголовное дело по факту сожжения полотен.