О том, возможно ли реализовать в России предложение главы «Роснефти», The Insider рассказал президент Независимого топливного союза Павел Баженов.
Что касается статистики, г-н Сечин ссылается на наши данные, причем есть подозрение, что под «некоторыми союзами» он имеет в виду именно нас, потому что мы вступили в заочную полемику с пресс-службой НК «Роснефть». В июле руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов опубликовал в Forbes статью «Неукротимое топливо», в которой говорилось, что инфраструктурно независимые АЗС составляют 60% рынка, а по объему продаж — как и говорит Сечин — это 70 на 30 процентов в пользу ВИНКов. Именно этими данными мы всегда оперировали. Но то, что у нас в стране 60 процентов заправок независимые, — это факт.
Однако необходимо учитывать, что независимые АЗС работают на проливах, которые для вертикальных компаний просто неприемлемы. Именно поэтому мы можем (пока еще можем) позволить себе содержать АЗС в отдаленных и труднодоступных местностях, выполняя важную социальную функцию по инфраструктурному обеспечению территории страны топливом.
Что касается дополнительных услуг — это вообще интересно. В развитых странах опыт предоставления сопутствующих услуг в отличие от России накапливался десятилетиями. В России же такого опыта нет. Кроме того, в России из-за огромной территории сопутствующие сервисы далеко не везде возможны и востребованы.
Предоставление дополнительных услуг далеко не везде возможно даже технически. Если у тебя ограниченная площадь, ты просто не можешь поставить на ней магазин, мойку или что-то еще. Если у тебя просто магазин по продаже топлива, ты вряд ли что-нибудь придумаешь дополнительно.
Также надо понимать, что развитие любого сопутствующего сервиса требует массы инвестиций, это по сути новый бизнес-проект. Легко рассуждать, когда компания распоряжается триллионами рублей, но владельцы независимых АЗС и без того уже не сводят концы с концами.
Если брать общее количество АЗС в России, то 60 процентов — это просто магазины по продаже топлива, сопутствующие сервисы существуют в лучшем случае на 40 процентах заправок. Это считая все АЗС — и независимые, и вертикальные. И говорить о развитии сопутствующих сервисов в нынешних условиях бессмысленно. Кредиты нам не дают, потому что Центробанк выпустил рекомендацию повысить обеспечение в случае кредитования АЗС, и банки перестали рассматривать АЗС как актив. Где взять деньги на развитие сопутствующих сервисов?
В общем, предложение Сечина вызывает у нас некоторое недоумение. Надо понимать, что независимый топливный бизнес сейчас просто загибается, люди пытаются кредитоваться не для того, чтобы развиваться или пополнить оборотные средства, а просто чтобы элементарно закрыть накопленные обязательства.