Министерство просвещения подготовило законопроект, который будет запрещать семьям, усыновляющим сирот, иметь у себя более трех детей, включая родных и приемных, сообщает ТАСС. Ранее глава министерства просвещения Ольга Васильева заявила, что процедуру усыновления надо ужесточить. «Ужесточим здорово, очень ужесточим», — пообещала она. Почему этот законопроект появился именно сейчас и как он в случае принятия повлияет на ситуацию с усыновлением сирот в России The Insider рассказала Ольга Синяева, общественный деятель, режиссер проектов семейного устройства сирот и многодетная мать.
Кампания по ужесточению процессов усыновления началась не сегодня. Она идет последние полтора года. Показательные изъятия приемных детей, порочащие, взвинчивающие градус общественной неприязни к приемным семьям программы на телевидении, заявления Бастрыкина, что их ведомство всех маньяков с улицы переловило, а они переместились в приемные семьи - тенденция шла по нарастающей. Это и вылилось в закон Васильевой, который уничтожит приемные семьи и погубит тысячи детей.
Уже давно чиновникам стало не хватать денег для распила, и они снова обратили внимание на сирот. После закона «Димы Яковлева» наша страна сначала решила показать всему миру, что и мы сами можем усыновлять своих детей. И действительно могли! Подняли тему на высокий уровень. Книги, фильмы, реклама, просвещение. Школы приемных родителей для многих открыли глаза на проблемы детей-сирот. Детские дома переименовали в центры по содействию семейному воспитанию.
Специально для госпожи Васильевой напишите крупными буквами - семейному воспитанию!
Казалось, что этот адский бастион, доставшийся нам от ГУЛАГов, в котором дети ежедневно переживают уровень стресса, как во время бомбежки, разрушен и остается только наладить подмогу кровным и приемным родителям в деле воспитания детей. Но у нас есть армия голодных чиновников.
Люди, поиздержавшееся после мундиаля, решили повысить налоги, пенсионный возраст, а заодно обратить свои взгляды на сиротскую сферу. Сделать из сирот свою новую нефть.
По самым скромным подсчетам около 1,5 миллионов рублей в год выделяется на содержание одного ребенка в сиротском учреждении. Многие удивляются, разве детей там кормят черной икрой и устрицами? Нет, питание обычное, как в школьной столовой, одежда из самых дешевых тканей. С ремонтом, в основном, помогают спонсоры. Это отдельная огромная статья расходов не включенная в содержание. Если в учреждении 100 воспитанников, то это уже 150000000 в год только так называемые койко-дни.
Часто до адресата они не доходят, а оседают в карманах тех, кто сидит на бюджетных потоках. Эту систему давно назвали Россиротпромом. И, похоже, печи этого концлагеря снова собираются растопить. Министр Васильева подбрасывает дрова. Процедура усыновления у нас проще, чем в Европе и Америке. Но у них больших учреждений давно нет. У нас сокращение числа сирот последнее время происходит только на бумаге.
В домах ребенка до 80% детей находятся по так называемому заявлению родителей о тяжелом материальном положении. Эту историю даже популяризируют, не так давно по телевидению предлагали сдавать временно своих детей в детский дом. К сожалению, нет ничего более постоянного, чем временное. Дети сидят в системе годами, а родители за ними не приходят, ни родные, ни приемные, потому что они невидимы, они не числятся ни в каких базах и по выходу не будут обладать никакими льготами. Этим летом я сама оформляла документы для попечения над подростком.
В Москве есть распоряжение, по которому семьи, в которых больше трех детей должны пройти психологическое тестирование. И хотя этой нормы нет в законодательстве, мы его прошли. Оформляла документы я все лето. По сравнению с 2005 годом, когда я делала опеку над старшим сыном, это в три раза дольше. Сначала мы ездили в ресурсный центр только с мужем, потом обследовали всех детей, приезжали к нам домой, несколько раз мы приезжали дополнительно. Но ресурсный центр у нас один, в котором остались компетентные специалисты, болеющие за детей. В другой бы я не пошла. Люди стоят в очередь на обследование по полгода.
Удивительно, как можно полностью не замечать трагические случаи в интернатной системе, постоянные рассказы детей о побоях, карательной психиатрии, изнасилованиях в челябинском или брянском интернате, не предпринимать никаких действий хотя бы по ужесточению отбора персонала в учреждения, от самих стен которых у детей начинается депривация, стресс и отставание в развитии, а раздувать единичные случаи в приемных семьях. Собственно так же было и с законом Димы Яковлева, только теперь эта кампания направлена против национального усыновления. Как можно делать выводы не в пользу помощи и участия семьям, а карательным огнем выжигать ростки нового, с таким трудом созданного института приемного отцовства и материнства. Могу расценивать это только как вредительство или лоббистский заказ. Чудовищный по своей глухости и некомпетентности. Ну и глупый, конечно, чрезвычайно. Например, они хотят ограничить семью тремя детьми. Как? Приказать делать аборт, если мать вдруг еще раз забеременеет, или сдавать лишнего в детский дом? Я даже молчу про нашу многострадальную демографию. Просто стыд и позор. Министра надо оправить в отставку.