Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.43
  • EUR109.01
  • OIL74.35
Поддержите нас English
  • 1958

13 февраля Следственный комитет опубликовал заявление под названием «СК России получены неопровержимые доказательства применения Вооруженными силами Украины оружия массового поражения». В заявлении говорится, что Главным следственным управлением СК «оперативным путем получены и процессуально зафиксированы неопровержимые доказательства применения в 2014, 2015 годах Вооруженными силами Украины оружия массового поражения — тактических ракетных комплексов «Точка-У» — против мирного населения в ходе вооруженного конфликта». Упоминаются населенные пункты в Луганской области, которые, по мнению следователей, были обстреляны: Луганск, Новосветловка, Терновое, Ровеньки, поселок Юбилейный (часть города Луганска), а также Краснодонский район.

fake

«Неопровержимые» доказательства действительно опровергнуть трудно, так как СК их не приводит вообще. В заявлении не говорится даже о том, где и когда они будут представлены. Но случаи, связанные с «Точкой-У», упоминаются в отчетах Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ — фактически единственном источнике информации о военных действиях в Донбассе, не связанном с какой-либо из сторон конфликта.

В отчете за 14 октября 2014 года зафиксировано, что в Иловайске «крыша административного здания больницы пострадала от попадания в нее, как оказалось, ракеты «Точка-У», остатки которой все еще застряли в крыше». Этот эпизод не отражен в заявлении СК. Иловайск в то время находился под контролем самопровозглашенной ДНР; до 31 августа 2014 года его занимали украинские вооруженные силы.

В отчете за 12 ноября того же года говорится, что мониторинговая миссия «наблюдала остатки взорвавшейся ракеты «Точка-У», а также несколько разрушенных зданий, домов, два танка, два бронетранспортера (БТР) и другие транспортные средств в селе Новосветловка (15 км юго-восточнее г. Луганск). Собеседник “ЛНР” рассказал СMM, что танки и БТРы принадлежали украинской армии и были уничтожены в боях в конце августа». Кем и когда была выпущена ракета, не установлено.

В отчете за 3 февраля 2015 года сообщается, что «в контролируемом “ЛНР” Алчевске (43 км к западу от Луганска) наблюдатели СММ посетили складское помещение и увидели, что части ракеты, вероятно, (судя по маркировкам, нанесенным на эти части) принадлежали ракете “Точка У“. Как сообщили собеседники “ЛНР“ ракета взорвалась на территории металлургического завода в северной окраине Алчевска. По словам представителей “ЛНР“, они перенесли ракету с места ее падения. Впоследствии наблюдателям СММ показали место, куда ударила ракета, где они увидели небольшие остатки ракеты без маркировки. По данным собеседников из “ЛНР“, инцидент произошел накануне ночью 1 февраля в 23:24. Команда СММ не смогла проверить эту информацию. Представители “ЛНР“ сообщили, что ракету в воздухе перехватила зенитная ракета. Однако СММ увидела на месте происшествия только части ракеты и осколки; команда СММ не смогла установить, были ли они компонентами именно той ракеты, которую сбили в ночь на 1 февраля. О ранении или причиненном ущербе не сообщалось, команда СММ не увидела ничего подобного. На складе в Алчевске “группа ЛНР по разминированию“ также показала команде СММ некоторые фрагменты, которые, по их словам, принадлежали сбитой ракете. Снова команда СММ не могла проверить достоверность этой информации».

Других упоминаний «Точки-У» в ежедневных отчетах мониторинговой миссии ОБСЕ нет. По этой информации сделать вывод о том, что ее применяла именно украинская сторона, невозможно. Какими доказательствами применения этого оружия располагает СК, он не раскрывает.

Тактический ракетный комплекс «Точка-У» ВС Украины
Тактический ракетный комплекс «Точка-У» ВС Украины

Любопытно, что СК называет «Точку-У» оружием массового поражения. Согласно Военному энциклопедическому словарю издательства «Большая российская энциклопедия» (2001), к оружию массового поражения относятся ядерное, химическое и биологическое оружие, а также возможно появление других его видов, основанных на новых физических принципах. Очевидно, что тактический ракетный комплекс «Точка-У» этому определению не соответствует. Иногда ОМП называют и другие виды вооружений, дающие площадное поражение противника: реактивные системы залпового огня, тяжелые термобарические боеприпасы, огнеметные системы. Но и под такое расширительное толкование «Точка-У» не попадает.

Даже первый зампред комитета Совета федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич осторожно поправил представителей СК. «Такая квалификация может иметь место. Но обычно военные под оружием массового поражения понимают бактериологическое, химическое и ядерное оружие», — цитирует сенатора РБК. По мнению эксперта Центра политической конъюнктуры Олега Пономаренко, на которого ссылается РБК, «говорить о том, что применение “Точки-У“ уже само по себе является применением оружия массового поражения, некорректно».

Тем не менее российские телеканалы открытым текстом без всяких оговорок обвиняют Украину в применении оружия массового поражения. Представитель СК Светлана Петренко в выступлении, фрагменты которого показали Первый канал и «Россия 24», утверждает, что ракеты были снаряжены осколочно-фугасными и кассетными зарядами. «Использование подобного оружия говорит о том, что киевская власть преследует цели тотального уничтожения населения и юго-востока Украины», — заявила Петренко. Иными словами, представитель СК обвиняет Украину в геноциде.

В информационном сюжете «России 24» Петренко говорит: «Международными договорами запрещено использование оружия, которое не оставляет шансов выжить как воюющим сторонам, так и гражданским лицам во время боестолкновений или в военных конфликтах». Этому описанию соответствует лишь особо мощное оружие массового поражения. Петренко, как следует из ее дальнейших слов, имеет в виду оружие неизбирательного действия; договоры о запрете применения отдельных его видов существуют, но «Точка-У» под них не попадает.

Конвенция по кассетным боеприпасам, упомянутым Петренко, подписана 108 государствами и вступила в силу в 2010 году. Но среди этих государств нет ни Украины, ни России (кроме них, конвенцию также не подписали США, Китай, Индия, Израиль и еще ряд государств). Осколочно-фугасные боеприпасы никакими международными договорами не запрещены.

В оперативных отчетах мониторинговой миссии ОБСЕ ракеты, оснащенные кассетными боеприпасами, упоминаются лишь один раз — 11 февраля 2015 года. Зафиксировано, что ими был обстрелян Краматорск, контролируемый украинскими правительственными силами. То есть, по-видимому, применила их вовсе не украинская сторона.

Помимо всего прочего официозные СМИ, сообщая о применении Украиной «Точки-У», подменяют прошедшее время настоящим, хотя в заявлении СК речь идет только о 2014–2015 годах. Так, на канале «Россия 24» субтитр сообщает: «ВСУ используют против жителей Донбасса ракеты “Точка-У“».

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari