Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD93.25
  • EUR99.36
  • OIL88.42
Поддержите нас English
  • 1363

Ведущий программы «Время» Кирилл Клейменов поделился своим мнением о причинах отставки президента Боливии Эво Моралеса:

«Хаос в эти часы в Боливии. Ушел в отставку Эво Моралес. Он был президентом почти полтора десятка лет и собирался еще. Но известие о его победе в первом туре выплеснуло на улицы противников Моралеса. При нем доход на душу населения вырос в 3,5 раза. А уровень бедности упал вдвое с лишним. Но вот против Моралеса выступила не только оппозиция, но и армия. Почему? Эксперты говорят — внешние силы. Экс-президент не допускал иностранные компании к разработке природных ресурсов».

Кто такие эти эксперты, объясняющие отставку Моралеса действиями внешних сил, Клейменов не говорит. Об обстоятельствах «победы» Моралеса в первом туре президентских выборов тоже умалчивает. А обстоятельства такие: вечером после выборов, в момент, когда по предварительным результатам Моралес набирал 45% голосов, а его основной соперник Карлос Меса — 38%, подсчет голосов внезапно приостановили, а после объявили, что Моралес получил 47,1%, а Меса — 36,51% (по боливийским законам президент считается избранным в первом туре, если его отрыв от ближайшего преследователя превышает 10 процентных пунктов). Ситуация несколько напоминает то, что произошло в России в сентябре 2018 года: второй тур выборов губернатора Приморского края, результаты которого пришлось отменить.

Клейменов прав, когда говорит, что при Моралесе в стране повысился уровень жизни  и уменьшился процент бедного населения. По оценкам Inter-American Development Bank, результаты даже еще более впечатляющие, чем те, что приводит Клейменов: уровень бедности с 2005 года упал с 38% до 15%. Но Моралес, заботясь о беднейших слоях населения, из которых происходит он сам, испортил отношения с более обеспеченными боливийцами. В Боливии существует значительный разрыв между более развитыми равнинными районами и бедным высокогорьем; к тому же в горах, в отличие от равнин, большинство населения составляют индейцы (сам Моралес по национальности аймара, он первый за всю историю Боливии представитель коренного народа, возглавивший страну). Уровень поддержки Моралеса в развитых районах оказался настолько низок, что там распространились сепаратистские настроения; в 2008 году в нескольких регионах прошли референдумы о широкой автономии, которые центральная власть объявила неконституционными. В том же году Моралес провел референдум о доверии и получил поддержку 60% голосовавших, но в равнинных регионах большинство референдум бойкотировало.

Утверждая, что Моралес не допускал иностранные компании к разработке боливийских природных ресурсов, Клейменов ошибается. В 2006 году Моралес национализировал нефтяную и газовую промышленность, но для иностранных компаний это означало потерю существовавших лицензий и необходимость заключить новые договоры с госкомпанией YPFB — уже на других условиях. На какое-то время эти компании заморозили инвестиции в боливийскую экономику, но  вынуждены были согласиться с новыми условиями; сейчас в области добычи нефти и газа в стране активно работают испанская компания Repsol и французская Total.

Рост экономики страны и уровня жизни боливийцев с 2013 года затормозился, стал расти государственный долг, который сейчас составляет уже около 53% ВВП, международные валютные резервы с 2014 года уменьшились почти вдвое, дефицит бюджета достиг 8% ВВП (из всех стран Южной Америки он больше только в Венесуэле и Суринаме). По мнению аналитиков Всемирного банка, быстрый рост боливийской экономики в 2000-х годах объясняется прежде всего высокими мировыми ценами на энергоносители. Боливийские экономисты предсказывают, что обслуживание госдолга может оказаться весьма дорогостоящим и стране может угрожать гиперинфляция, как в Венесуэле, или суверенный дефолт. Аналитики МВФ предупреждали: «Модель прошлого успеха зиждилась на факторах, которых больше не существует».

В 2006 году, вскоре после первой своей победы на президентских выборах, Моралес добился принятия поправки к Конституции, ограничивающей пребывание на посту главы государства двумя сроками. Впоследствии Верховный суд постановил, что первый срок Моралеса при этом не учитывается, так как он избирался еще по старым законам; в результате в 2014 году он смог баллотироваться на третий срок.  В феврале 2016 года в стране прошел референдум об отмене ограничения, мешавшего Моралесу участвовать в выборах в четвертый раз. 63% избирателей высказались против отмены. Тем не менее в декабре того же года Моралес заявил о выдвижении своей кандидатуры, и лишь в ноябре следующего года Верховный суд объявил ограничение числа сроков неконституционным. При этом результаты референдума объявили недействительными — на том основании, что против Моралеса якобы была развернута пропагандистская кампания, направляемая из США.

К последнему мнению, очевидно, присоединился и Клейменов с его неназванными экспертами. Но по его логике действиями злокозненных иностранцев надо объяснять и замедление роста экономики, и непопулярность президента в наиболее развитых регионах, и странности с объявлением результатов президентских выборов.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari