Один из сюжетов воскресного выпуска программы «Время» на Первом канале был посвящен речи Владимира Путина в День народного единства, в которой он призвал бороться с западной русофобией. Чтобы показать, до чего дошла эта русофобия, понадобились примеры. Получилось так:
«Эстонская газета Postimees рассказала читателям, что „Северный поток-2“ якобы строят заключенные из российских тюрем. Тот факт, что работы ведутся в основном не на территории России, газета не учла. Как и логичные аргументы, что строительство идет по дну Балтийского моря и требует высокой квалификации работников. Очередной фейк размножился в соцсетях и умах европейцев. И, кажется, нет уже такого мифа о России, в который публика не готова поверить».
Корреспондента Екатерину Кибальчич и редакцию программы «Время» можно было бы поздравить с дебютом в жанре антифейка, если бы они опровергали именно то, что написано в эстонской газете. Но Postimees лишь перевела опубликованную на латвийском портале TVNet статью Мариса Куренса «Высокая цена, которую Европе и России придется заплатить за проект „Северный поток-2“», где сказано:
«Правозащитник Владимир Осечкин отмечает, что тысячи заключенных вынуждены работать на строительстве „Северного потока-2“ в России. Заключенные, которые фактически находятся на положении рабов, работают в районе Усть-Луги в Ленинградской области.
„Фактически нынешняя российская система создает ГУЛАГ XXI века, и ничего особенного не изменилось по сравнению с репрессиями советской эпохи. Права человека не соблюдаются. Если люди отказываются работать сверхурочно 45–50 часов в неделю, они сталкиваются с риском пыток и даже сексуального насилия. Бывшие сотрудники колонии рассказывают, что заключенным приходилось работать каждый день с 8 утра до 11 вечера. В течение последних восьми лет правозащитники регулярно сообщали о пытках и других нарушениях прав человека“, — говорит Осечкин.
Отмечается, что работники, которые жалуются на тяжелые условия труда, находятся под огромным давлением со стороны российских спецслужб, которые пытаются заставить заключенных скрывать правду. Осечкин призывает Европарламент действовать и оказывать давление на Россию, чтобы остановить ГУЛАГ XXI века в России».
Программа «Время» права, утверждая, что большая часть «Северного потока-2» проходит по морскому дну за пределами территории России. Тем не менее в составе газопровода есть и наземные объекты, а протяженность российского участка — от города Грязовец в Вологодской области до компрессорной станции «Славянская» на берегу Финского залива в Ленинградской области — составляет более 100 км.
The Insider не может подтвердить или опровергнуть заявление Осечкина об использовании рабского труда заключенных при строительстве газопровода. Но можно констатировать, что программа «Время» пытается опровергнуть вовсе не то, что написано в эстонской газете и на латвийском портале.