Накануне чемпионата мира в России ФИФА уволила нескольких своих высокопоставленных сотрудников, заинтересовавшихся ролью Виталия Мутко в допинговом скандале, пишет в The Guardian Дэвид Кон. The Insider предлагает полный перевод статьи.
Бывший глава медицинской службы ФИФА занимался расследованием предполагаемой государственной допинговой программы в российском футболе, но в ноябре этого года его работа внезапно была прекращена президентом федерации Джанни Инфантино. Профессор Иржи Дворжак, известный врач, специалист в области неврологии, работавший в медицинской, антидопинговой и противотравматической программах ФИФА, жалуется, что не получил никаких объяснений, когда руководство футбольной федерации внезапно расторгло его контракт.
Увольнение Дворжака и прекращение его работы, которую он совмещал с руководством неврологическим отделением цюрихской клиники «Шультесс»,— одна из многочисленных отставок в ФИФА, последовавших за избранием в прошлом феврале Джанни Инфантино, сменившего Зеппа Блаттера на посту главы организации. Представительница Демократической партии Люксембурга Анн Брассёр в своем весьма критическом докладе для Совета Европы назвала эту серию отставок «несколько брутальной».
Как говорит Дворжак, его беспокоит, что ФИФА прекратила некоторые глобальные программы, которые он инициировал, когда возглавлял Центр медицинских исследований ФИФА, — новаторские разработки в области поддержания здоровья спортсменов и предотвращения травм.
Надежные источники сообщили The Guardian, что в июле 2016 года Дворжак начал расследовать обвинения, содержащиеся в знаменитом докладе профессора Ричарда Макларена для ВАДА, где впервые было сказано о грандиозной допинговой программе в российском спорте и систематическом укрывательстве допинга в московской лаборатории.
В докладе упоминалось, что среди спортсменов, участвовавших в начатой перед олимпийскими Играми в Лондоне в 2012 году и в Сочи в 2014-м допинговой программе, которой руководил лично министр спорта, были и 11 футболистов.
Министром тогда был Виталий Мутко, ныне вице-премьер, сохраняющий также посты председателя Российского футбольного союза (РФС) и председателя оргкомитета чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в будущем году.
По имеющимся сведениям, после первого доклада Макларена Дворжак связался с ним, чтобы изучить свидетельства, относящиеся к футболистам, и решить, нужно ли дальнейшее расследование. Он также отправил РФС письменный запрос о предоставлении подробной информации, в том числе отчетов Российской антидопинговой лаборатории. На тот момент, когда администрация Инфантино внезапно уволила Дворжака, он не получил запрошенной информации.
После второго доклада Макларена в прошлом декабре, включавшего более детальную информацию о причастности Мутко, предоставленную главным разоблачителем российской допинговой программы Григорием Родченковым, а также опираясь на результаты работы комиссии Шмида, созданной Международным Олимпийским комитетом, МОК отстранил команду России от предстоящих Зимних Олимпийских игр в Пхенчхане и персонально запретил Мутко любое участие в деятельности, связанной с какими-либо Олимпиадами. Но ФИФА не приняла никаких мер ни против него, ни против России, и продолжает рассчитывать, что страна в 2018 году проведет успешный и прибыльный чемпионат мира.
В декабре The Guardian стало известно, что бывший председатель следственной палаты комитета ФИФА по этике, швейцарский прокурор Корнель Борбели, начал расследовать роль Мутко в скандале, и вскоре, на майском конгрессе ФИФА в Бахрейне, был отправлен в отставку по инициативе Инфантино.
Бывший глава комитета ФИФА по управлению, португальский юрист Мигель Мадуро, на этом конгрессе тоже лишился поста. Позже он заявлял, что это последовало за попыткой Инфантино убедить комитет отказаться от решения не допускать Мутко к выборам в Совет ФИФА. Комитет принял это решение, так как Мутко занимает высокий пост в правительстве, а правила ФИФА требуют, чтобы члены Совета были политически нейтральны. Однако Инфантино настаивал, что недопущение Мутко в Совет повредило бы организации чемпионата мира.
Брассёр пишет в своем докладе: «Большое количество отставок после избрания Инфантино, вероятно, можно хотя бы отчасти объяснить желанием избавиться от персонала, слишком близкого к прежнему руководству и, вероятно, определенным стремлением к обновлению. Однако способ, которым были осуществлены эти перемены, выглядит несколько брутальным; я не раз слышала, что об этом процессе отзывались именно так».
Насколько нам известно, ни Борбели, ни Мадуро, ни Дворжака не просили участвовать в процессе передачи дел их преемникам, который гарантировал бы, что начатая работа не будет прервана или отложена.
Дворжак отказывается давать комментарии по поводу расследования российской допинговой программы и своего увольнения, лишь говорит, что он опечален тем, что после 22 лет работы его отправили в отставку, не дав никаких объяснений. По его словам, он считал, что у ФИФА есть «моральный долг» продолжить программы поддержания здоровья, так как футбол обладает большой коммуникативной силой. Однако ФИФА объявила, что прекращает некоторые «непрофильные» медицинские проекты, дававшие «ограниченный эффект».
На вопрос о том, связано увольнение Дворжака с его расследованием российской государственной допинговой программы или с тем, что его считают близким к Блаттеру, ФИФА в своем заявлении ответила: «Согласно стандартным правилам, ФИФА не комментирует индивидуальные вопросы человеческих ресурсов. Как и в любой другой организации, одни люди уходят из ФИФА, другие приходят, в особенности в период реструктуризации после прихода нового руководства с новым видением. Ваши предположения относительно ухода профессора Дворжака полностью беспочвенны».
Руководящий орган мирового футбола подтвердил, что начал предварительное расследование обвинений в применении допинга, содержащихся в первом докладе Макларена, вышедшем в июле 2016 года, а после увольнения Дворжака заявил: «Расследование продолжается, независимо от присутствия профессора Дворжака».
ФИФА утверждает, что исследовала свидетельства, содержащиеся в первом и втором докладах Макларена, а также пробы, полученные из московской лаборатории в декабре 2014 года, среди которых были пробы 154 футболистов, но «ни одна из них не показала нарушения антидопинговых правил». Представитель ФИФА заявил, что федерация ожидает результатов нового анализа полученных из Москвы проб с использованием разработанных МОК методов, позволяющих выяснить, были ли емкости с пробами вскрыты и подвергались ли каким-то манипуляциям.
ФИФА отказалась сообщить, продолжает ли преемница Борбели, судья из Колумбии Мария Клаудия Рохас, его расследование деятельности Мутко. Организация заявила о несогласии с докладом Брассёр, где поставлена под сомнение пригодность Рохас для этого поста в связи с «отсутствием объективности».
Мутко отрицает все обвинения в существовании российской государственной допинговой программы. Он снова повторил это на жеребьевке чемпионата мира в Москве, где рядом с ним сидел Инфантино.