Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Переводы

The New York Times: «Фальшивые новости, фальшивые украинцы. Как русские изменили ход голосования в Нидерландах»

В марте пройдут выборы в Нидерландах, за ними последуют выборы во Франции, Германии и, возможно, Италии, и всюду серьезно опасаются российского вмешательства. Эндрю Хиггинс в The New York Times рассказывает о том, как в прошлом году Россия впервые опробовала технологии влияния на ход голосования во время референдума в Нидерландах о соглашении Евросоюза с Украиной. The Insider предлагает полный перевод статьи.

У Харри ван Боммела, левого нидерландского парламентария, были союзники, умевшие убедить избирателей в том, что торговое соглашение с Украиной нужно отвергнуть: его особая «украинская команда», группа энергично протествовавших эмигрантов, которые симпатизировали России.

Они ходили на митинги, выступали на телевидении, пользовались соцсетями, чтобы представить прозападное правительство Украины как кровожадную клептократию, не заслуживающую поддержки со стороны Нидерландов. Как вспоминал ван Боммел, «было очень удобно показать, что не все украинцы выступают за договор».

Удобно, но нечестно: самые активные члены «украинской команды» на самом деле приехали из России или из русскоязычных регионов Украины и повторяли, как попугаи, то, что говорили в Кремле.

harryvanbommel_gr
Харри ван Боммел

Референдум в Нидерландах, прошедший в прошлом апреле, стал тараном, нацеленным на Евросоюз. Нидерландские избиратели при низкой явке отклонили торговое соглашение между Евросоюзом и Украиной. Это вызвало восторг в Москве,усилило позиции пророссийских популистов в Европе и ошеломило политическую элиту.

До сих пор неясно, получала ли «украинская команда» указания из России или же действовала исходя из собственных взглядов. Ван Боммел сказал, что никогда не проверял их личности. Но европейский политический истеблишмент, уже напуганный голосванием британцев за выход из Евросоюза и избранием Трампа в США, обеспокоен тем, что нидерландский референдум может оказаться предвестником будущих событий.

В этом году пройдут выборы во Франции, Германии и, возможно, Италии, и по всей Европе официальные лица, вторя заявлениям ЦРУ, предуперждают, что Россия активно вмешивается в ход выборов — так же, как она это сделала на выборах президента США.

В этом месяце Норвегия объявила, что связанные с Россией хакеры атаковали серверы государственных служб и одной из политических партий. Министр обороны Великобритании обвинил Россию в «превращении дезинформации в оружие». В Германии, Франции и Италии представители государства тоже обвиняли связанные с Россией группы во вмешательстве.

В Нидерландах общенациональные выборы назначены на 15 марта, и тамошние разведчики говорят, что зарубежные государства, в особенности Россия, сотни раз за последние месяцы пытались проникнуть в компьютерные сети государственных агентств и компаний.

Нидерландская газета Volkskrant на прошлой неделе сообщила, что среди тех, кто атаковал нидерландские серверы, были две группы российских хакеров — те же самые, которые украли переписку Национального комитета Демократической партии США.

Министр внутренних дел Нидерландов объявил, что на мартовских выборах все голоса будут подсчитывать вручную, чтобы полностью исключить компьютеры из избирательного процесса и тем самым успокоить тех, кто боится хакеров-агентов «неустановленного государства».

«Власти очень обеспокоены — поводов для тревоги в связи с вмешательством в выборы более чем достаточно, — сказал Сайбрен де Йонг из Гаагского центра стратегических исследований. — Но настоящая опасность — это кандидаты-популисты, которые сознательно или несознательно продвигают московские сценарии, потому что это наносит ущерб европейскому статус-кво, которое они хотят разрушить. Все, что на самом деле нужно России, — это сидеть и смотреть, как популисты работают за нее».

Пока никто не представил конкретных доказательств того, что именно российское государство, а не отдельные граждане России, работают над тем, чтобы изменить результаты выборов. Многие спрашивают, зачем Москве вообще тратить силы на маленькую страну, по геополитической значимости несравнимую с США или Германией. Но, как говорит де Йонг, прошлогодний референдум показал, что «любая мелочь важна» и может помочь «разрушить Евросоюз изнутри».

Нидерланды — страна, иметь дело с которой России будет нелегко. В прошлом году тамошняя служба безопасности заявила о причастности России к гибели 298 человек, в том числе около 200 подданных Нидерландов, в пассажирском авиалайнере, летевшем из Амстердама и сбитом в июле 2014 года над территорией, удерживаемой мятежниками из Восточной Украины, которых вооружает Россия.

Результаты расследования были катастрофическими для репутации Москвы, и российские хакеры предприняли атаку на компьютеры нидерландской службы безопасности, а внутри страны группы, симпатизирующие России, в том числе и члены «украинской команды» ван Боммела, неустанно трудились, выдвигая альтернативные версии катастрофы рейса 17 авиакомпании Malaysian Airlines.

Даже Герт Вилдерс, самый известный среди нидерландских политиков враг иммигрантов, Евросоюза и истеблишмента, старается дистанцироваться от Москвы, в отличие от популистских лидеров во Франции и Италии. Но даже если Вилдерс, глава партии, которая лидирует в опросах общественного мнения, и не союзник России, его евроскептические идеи прекрасно увязываются с более широким кремлевским сценарием ослабления Евросоюза и разрушения единства Европы, проивостоящей России.

Исследователь из Нидерландского института международных отношений Сико ван дер Мер сказал, что Россия относится к западу как к проивнику и явно заинтересована в избрании популистов, проивостоящих истеблишменту, которые, независимо от их личного отношения к России, все хотят подорвать изнутри Евросоюз, а в некоторых случаях и НАТО. Россия, как он говорит, «считает, что сделать врага слабее означает стать самому сильнее».

Нидерландская разведслужба AIVD опубликовала оценку действий России; разведчики признают, что измерять объем вмешательства, управляемого российским государством, крайне трудно, так как усилия Москвы по формированию общественного мнения осуществляются «в серой зоне между дипломатией и разведкой».

Но при этом в отчете AIVD отмечается, что Нидерланды для Москвы — одна из целей в контексте «глобальной кампании по влиянию на политику и на восприятие России» и что она пользуется «сетью контактов, выстраивавшейся годами».

Один из этих контактов — Владимир Корнилов, историк и политолог, родившийся в России, выросший на востоке Украины, а теперь живущий в Гааге, где ему принадлежит некий «Центр евразийских исследований», единственный сотрудник которого — он сам. Электронная переписка, похищенная проукраинскими хакерами, показала, что Корнилов, когда работал в финансируемом Россией киевском исследовательском институте, предоставлял информацию и советы московским политикам.

Перед прошлогодним референдумом в Нидерландах Корнилов выступал против соглашения с Украиной, скромно называя себя «украинским экспатом из Гааги», который «потрясен бесконечным потоком лжи и пропаганды» о России и чувствует себя обязанным ответить.

«После референдума здесь все думали, что это лишь нидерландская проблема, но теперь мы видим, что это было только начало, — сказал в интервью Корнилов, отрицая свои финансовые и какие-либо еще связи с российским государством. — В Евросоюзе огромный кризис».

Он занимается агитацией не в одиночку. Корнилов связывался и с ван Боммелом, и с Тьерри Боде — руководителем консервативной исследовательской группы «Форум за демократию», на базе которой он создал политическую партию, занимающую пророссийскую позицию по ряду вопросов. На мартовские выборы эта партия идет под лозунгами враждебности к Евросоюзу.

Перед прошлогодним референдумом Боде писал в твиттере, что Украина — «не национальное государство», и перепечатал лживое сообщение о том, как украинские солдаты на востоке страны распяли трехлетнего мальчика. История с распятием впервые появилась в репортаже главного телеканала России, контролируемого государством; так называемая «свидетельница» распятия, якобы жительница Украины, позже была опознана как российская актриса.

Тьерри Боде
Тьерри Боде

Выдуманную историю про распятие распространяли в соцсетях, а за ней последовал еще более вопиющий образец фальшивых новостей: в YouTube появилось видео, на котором предполагаемые бойцы украинского добровольческого батальона «Азов» сжигали флаг Нидерландов и угрожали терактами, если нидерландские избиратели не поддержат Украину.Это видео быстро разоблачили как подделку; британский сайт Bellingcat, занимающийся расследованиями, установил, что это работа так yfpssdftvjq “фабрики троллей» из Санкт-Петербурга — российской организации, которая штампует фальшивые новости и нападает на критиков России в интернете, пользуясь соцсетями для распространения своих поделок.

«Все, что остается Кремлю, — это нажимать на кнопки «лайк» и «ретвит», а потом сидеть и благодарить», — сказал исследователь Сайбрен де Йонг.

Из-за анонимности в интернете, считает он, бывает трудно отличить обычных людей, выражающих свои мнения, от оплачиваемых государством троллей. «Здесь нет дымяящегося ствола — только клубы дыма», — сказал де Йонг.

Тьерри Боде в интервью, которое он дал в Амстердаме, отрицал, что занимается распространением российской пропаганды, и сказал, что всего лишь пытается противостоять тому, что он называет «распространенной в Европе русофобией» и сделать так, чтобы российская точка зрения не была заглушена.

Перед референдумом в прошлом году Украина направляла в Нидерланды официальных представителей и активистов, чтобы лоббировать голосование за соглашение; они представляли Украину как жертву российской агрессии. Но, в отличие от ряда активистов с другой стороны, они открыто говорили, кто они и в чьих интересах выступают.

Член нидерландского парламента от Партии труда Михел Сервес участвовал в кампании за соглашение с Украиной. Он говорит, что такие люди, как Боде, распространяли истории, которые «слово в слово совпадали с теми, что мы слышали от представителей Кремля». Сервес вспомнил, как на одном мероприятии на него накинулась с резкой критикой женщина из публики, представившаяся украникой, но впоследствии выяснилось, что она была из России.

«Это было совершенно шокирующе, — сказал Сервес. — Люди представлялись украинцами, а на самом деле были россиянами».

michiel-servaes
Михел Сервес

Ван Боммел признал, что некоторые из его «украинских» помощников могли быть россиянами, но сказал, что проверять их личности — не его задача.

«Я никогда не спрашивал у них паспорта, — сказал он в интервью в Гааге. — Если они поддерживают нашу политическую платформу, то добро пожаловать».

Особенно активным членом «украинской команды» был 26-летний студент Никита Ананьев, родившийся в Москве и переехавший с матерью в Нидерланды, где он стал председателем Ассоциации российских студентов.

Он сказал, что во время кампании перед референдумом побывал на пятнадцати или больше митингах в разных городах Нидерландов и выступал против соглашения с Украиной, а также против «проржавевшей коррумпированной номенклатуры» Евросоюза и ее несправедливо негативного отношения к России.

Сейчас Ананьев учится в университете в области Твенте на востоке Нидерландов. В 2013 году он ездил в Москву и посещал «Школу молодых лидеров», организованную «Россотрудничеством» — государственной организацией, которая занимается культурными обменами и пропагандирует московский взгляд на мир. В декабре он побывал в Брюсселе на европейском русском форуме — ежегодной встрече дружественных Москве политиков и экспертов, устраиваемой министерством иностранных дел России.

Жалуясь, что россиян, которые защищают свою страну и критикуют ее противников, часто несправедливо клеймят как сотрудников разведки, он сказал в интервью: «Я не шпион. Пока еще нет».